Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев аккредитации органов по сертификации продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, поставке комплектующих изделий, сырья и материалов, являющихся предметом поставок в рамках сопровождаемых сделок по государственному оборонному заказу, деятельность по разработке, производству, реализации, испытанию, утилизации и хранению боеприпасов, а также организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, поставку в качестве головного исполнителя поставок изделий электронной компонентной базы или исполнителя, участвующего в поставках изделий электронной компонентной базы, на основе требований международных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации, государственных военных стандартов, а также документов, принятых международными организациями по аккредитации и (или) региональными организациями по аккредитации"
(от 06.09.2021 г.)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев аккредитации органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, поставке комплектующих изделий, сырья и материалов, являющихся предметом поставок в рамках сопровождаемых сделок по государственному оборонному заказу, деятельность по разработке, производству, реализации, испытанию, утилизации и хранению боеприпасов, а также организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, поставку в качестве головного исполнителя поставок изделий электронной компонентной базы или исполнителя, участвующего в поставках изделий электронной компонентной базы,на основе требований международных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации, государственных военных стандартов, а также документов, принятых международными организациями по аккредитации и (или) региональными организациями по аккредитации" (далее соответственно - проект акта,проект Критериев аккредитации), направленный Минпромторгом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях реализации пунктов 30-33 Правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 546 (далее - Правила аккредитации, Постановление N 546), в соответствии с графиком подготовки актов, принятие которых обеспечивает реализацию указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Утверждаемые Критерии аккредитации в соответствии с пунктом 30 Правил аккредитации содержат общие требования, которым должны соответствовать органы по сертификации продукции, испытательные лаборатории (центры) и органы по сертификации систем менеджмента качества, осуществляющих деятельность, требующую наличия аккредитации в национальной системе аккредитации, по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.
По результатам рассмотрения проекта акта, а также прилагаемого к проекту акта сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта, установлено, что проект акта был размещен с 21 июля по 10 августа 2021 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-21/00118198).
Согласно представленной сводке поступивших предложений по итогам общественного обсуждения предложений и замечаний к проекту акта не поступало.
Обращаем внимание на следующие положения проекта акта в представленной редакции, которые могут повлечь риски возникновения непредвиденных и (или) необоснованных расходов и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных негативных последствий.
1. Подпунктом "г" и абзацами вторым, третьим и четвертым подпункта "д" пункта 6 проекта Критериев аккредитации предусматривается условие для соответствия органа по сертификации проектируемым Критериям аккредитации в виде наличия в органе по сертификации продукции специалистов (включая экспертов по сертификации и технических экспертов - при необходимости), участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, имеющих образование, навыки, профессиональные знания и опыт работы по всем направлениям деятельности в области аккредитации органа по сертификации продукции, обеспечивающих выполнение всего объема работ по подтверждению соответствия согласно требованиям схем сертификации, применяемых стандартов и нормативных документов, указанных в области аккредитации органа по сертификации продукции, и других необходимых документах для осуществления деятельности органа по сертификации продукции.
При этом руководитель органа по сертификации продукции, его заместитель и не менее трех экспертов по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия оборонной продукции, должны работать в штате органа по сертификации продукции в целях исполнения полного цикла работ по подтверждению соответствия в области аккредитации органа по сертификации продукции согласно требованиям пунктов 7.2-7.6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012*(1).
Поскольку при формулировании вышеприведенных положений проекта Критериев аккредитации использованы формулировки "всего объема работ" и "полного цикла работ по подтверждению соответствия в области аккредитации органа по сертификации" (то есть от подачи заявки на сертификацию до принятия решения по сертификации), буквальный смысл нормы в представленной редакции состоит в распространении на специалистов (включая экспертов по сертификации), участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, условия (критерия) о соответствии их образования, навыков, профессиональных знаний и опыта работы всем направлениям деятельности,на которые распространяется вся область аккредитации органа по сертификации,на всех этапах процедуры сертификации.
Полагаем указанный подход избыточным и влекущим риски необоснованного ограничения прав субъектов регулирования (специалистов, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, заместителей руководителя органа по сертификации), а в ряде случаев - объективно неисполнимым со стороны субъектов регулирования.
В связи с изложенным указанные положения проекта Критериев аккредитации требуют уточнения в виде возможности распространения проектируемого критерия на специалистов и заместителей руководителя органа по сертификации с учетом их функциональных (должностных) обязанностей и компетентности (профилю), соответствующих конкретной части области аккредитации, распространяемой на направление деятельности (сертифицируемую оборонную продукцию или ее вид),и при этом в совокупности обеспечивающих соответствие качественных признаков указанных категорий работников всему объему области аккредитации и всего объема работ по подтверждению соответствия, выполняемых в рамках области аккредитации.
Аналогичное замечание имеется к абзацу второму и третьему подпункта "д" пункта 9 (для испытательных лабораторий (центров) и абзацам первому и второму подпункта "г", абзацу второму, третьему и четвертому подпункта "д" пункта 11 (для органов по сертификации систем менеджмента качества) проекта Критериев аккредитации.
Отмечаем, что указанные подходы в настоящее время предусмотрены в действующих нормативных правовых актах, принятых во исполнение положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и регулирующих отношения в областях (сферах), отличных от проектируемого регулирования, в том числе при оценке соответствия аккредитованных лиц обязательным требованиям*(2).
2. Полагаем необходимым в целях соблюдения принципов правой определенности и системности уточнить неопределенное понятие "область аккредитованного лица" в подпункте "а" пункта 7 и подпункте "а" пункта 9 проекта Критериев аккредитации. Данное понятие отсутствует в проекте Критериев аккредитации и Постановлении N 546, однако по смыслу и содержанию указанных проектируемых норм в этой части соответствует понятию "область аккредитации" органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра), поскольку содержится в приложении к аттестату аккредитации.
Одновременно отмечаем, что избранный способ изложения в подпункте "а" пункта 7, подпункте "а" пункта 9 и подпункте "а" пункта 11 проекта Критериев аккредитации в части описания различий между требованием к наличию области аккредитации в документе о заявляемой области аккредитации (для заявителя) и в приложении к аттестату аккредитации (для аккредитованного лица) может быть затруднителен для уяснения правоприменителями и субъектами регулирования действительного смысла проектируемых положений, в связи с чем полагаем целесообразным изложить их в более ясном, логичном и понятном виде.
Таким образом, на основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В случае учета изложенных в настоящем заключении замечаний Минэкономразвития России могут быть сделаны выводы об отсутствии в проекте акта несоответствий Федеральному закону N 247-ФЗ, об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) "ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 21 декабря 2012 г. N 1941-ст.
*(2) Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.