Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2099" (далее соответственно - проект акта, постановление N 2099), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/06-21/00117224).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 23 июня по 20 июля 2021 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Проект акта разработан в инициативном порядке. Им предусмотрено внесение изменений в Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 589 (далее соответственно - приказ N 589, ВСД), в части новой обязанности Минсельхоза России по проверке наличия регистрации заявителя электронных ветеринарных сопроводительных документов в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС маркировки).
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых замечания и предложения представил Национальный союз производителей молока "Союзмолоко". Не отраженные в настоящем заключении предложения и замечания изложены в прилагаемой справке.
Согласно пункту 2 проекта акта срок его вступления в силу - 1 сентября 2021 г.
1. Обращаем внимание на нереализуемость проектируемой даты вступления в силу проекта акта.
2. Кроме того, представленная редакция проекта акта в части срока вступления в силу является неопределенной: он может быть интерпретирован в том числе и как требование к Минсельхозу России внести к указанному сроку изменения в приказ N 589, и как дата начала реализации требования о проверке при оформлении ВСД наличия регистрации заявителя в ГИС маркировки.
3. Стоит отметить, что реализация проектируемого регулирования в части проверки Россельхознадзором при оформлении ВСД регистрации заявителей в ГИС маркировки без установления достаточного переходного периода может привести к существенным рискам функционирования рынка молочной продукции.
Согласно положениям проекта акта предполагается, что проверка регистрации участника оборота молочной продукции в ГИС маркировки станет обязательным этапом оформления ВСД. Таким образом, если ГИС маркировки будет недоступна или возникнет технический сбой при проверке регистрации, то ВСД не сможет быть оформлен и оборот продукции (передача другому собственнику) будет невозможен.
Такое усложнение процедур оформления обязательных документов и увеличение взаимозависимости между информационными системами может привести к возрастанию рисков для участников оборота молочной продукции, значительная доля которой является продукцией с короткими сроками годности. В связи с короткими сроками годности (например, 72 часа) любые задержки при ее обороте могут привести к безвозвратным потерям продукции. Кроме того, производители молочной продукции по договорам с торговыми сетями несут обязательство по предоставлению продукции с остаточным сроком годности, как правило, не менее 75%*(1). В данной связи в случае срыва работы ГИС маркировки либо при возникновении технического сбоя при проверке регистрации результатом станет не только потеря продукции, но и нарушение договорных обязательств с партнерами, что согласно типовым контрактам ведет к штрафным санкциям в отношении производителя молочной продукции.
4. Согласно данным пункта 3.1 сводного отчета в рамках эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции, проводившегося с 15 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 836 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации", была начата работа по интеграции ГИС маркировки и Государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС "ВетИС"), в ходе которой отрабатывались аспекты прослеживаемости молочной продукции, подлежащей одновременно маркировке средствами идентификации и электронной ветеринарной сертификации.
Вместе с тем информации о результатах работы по интеграции систем разработчиком не предоставлено. В отсутствие такой информации в сводном отчете, подготовленном в соответствии с Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), представляется проблематичным оценить готовность обеих систем работать в бесперебойном режиме.
Одновременно обращаем внимание, что алгоритм действий для бесперебойных поставок подкарантинных товаров от поставщиков к покупателям в случаи перебоев в работе ФГИС "ВетИС" нормативно определен. Аналогичные положения в части обеспечения бесперебойных поставок продукции при перебоях в работе ГИС мониторинга или обеих систем одновременно ни проектом акта, ни иными действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены. Отсутствие соответствующего регулирования несет существенный риск не только для отдельных поставщиков и получателей продукции, но и для рынка в целом.
5. Одновременно обращаем внимание, что пунктом 8 распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 899-р "Об утверждении существенных условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключаемого в целях создания, эксплуатации и технического обслуживания объекта, предназначенного для обеспечения маркировки и прослеживаемости отдельных видов товаров" Минкомсвязи России, ФТС России, Роспотребнадзору, Россельхознадзору и Росздравнадзору было поручено обеспечить информационное взаимодействие государственных информационных систем, используемых ими в рамках исполнения своих полномочий, с входящими в состав объекта соглашения информационной системой мониторинга движения лекарственных препаратов и государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - Система МЭВ).
6. Разработчиком должным образом не проанализированы последствия проектируемого регулирования. Результаты анализа последствий регулирования включаются разработчиком в сводный отчет. Между тем представленный сводный отчет не содержит информации в части новых функций Россельхознадзора по проверке при формировании ВСД регистрации заявителей в ГИС маркировки.
Согласно данным пункта 6.3 сводного отчета, а также финансово-экономического обоснования к проекту акта его принятие не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В разделе 8 сводного отчета также указано на отсутствие предусмотренных проектом акта новых или изменение существующих функций, полномочий, обязанностей или прав федеральных органов исполнительной власти.
Обращаем внимание, что разработчику в разделе 8 сводного отчета необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта*(2).
Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых или отмена существующих функций) органов власти, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям*(3).
Между тем в разделе 9 сводного отчета "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" указано на нулевые расходы.
Кроме того, разработчиком в полной мере не проанализированы риски применения требования по проверке одновременно с оформлением ВСД наличия регистрации в ГИС мониторинга.
Неопределенными представляются данные раздела 15 сводного отчета в части индикативных показателей оценки достижения заявленных целей регулирования: согласно пунктам 15.2, 15.3 сводного отчета индикативными показателями является "100", единицами измерения индикативных показателей - "% (с момента государственной регистрации приказа Минсельхоза России о внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589)", пунктом 15.4 сводного отчета в качестве способа расчета индикативных показателей указано, что "мониторинг будет вестись Оператором информационной системы маркировки".
В соответствии с пунктом 3.17.1 Методики разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
В качестве цели проектируемого регулирования в пункте 5.1 сводного отчета разработчик указал "исключение возможности выдачи ветеринарных сопроводительных документов на молочную продукцию, подлежащую обязательной маркировке средствами идентификации, хозяйствующим субъектом, не зарегистрированным в информационной системе маркировки". Представленные в разделе 15 сводного отчета индикативные показатели не позволят оценить степень достижения цели регулирования.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о том, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) По полученным в рамках публичных консультаций данным.
*(2) Пункт 3.10.1 Методики.
*(3) Пункт 3.10.2 Методики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.