Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения периодов времени, подлежащих зачету в срок наказания, перечня оснований для применения условно-досрочного освобождения, а также немедленного освобождения осужденного из-под стражи (отбывания наказания)"
(подготовлен Минюстом России 20.09.2021 г.)
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения периодов времени, подлежащих зачету в срок наказания, перечня оснований для применения условно-досрочного освобождения, а также немедленного освобождения осужденного из-под стражи (отбывания наказания)" (далее - законопроект) предусмотрена пунктом 149 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3683-р.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие зачет времени следования осужденного к месту отбывания наказания в срок наказания.
Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, регламентирующие порядок зачета времени содержания под стражей в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, предусматривающие применение повышенного коэффициента кратности в зависимости от назначаемого судом вида исправительного учреждения.
При этом повышенные коэффициенты кратности не предусмотрены в части зачета в срок наказания времени следования осужденного к месту отбывания наказания.
В этой связи законопроектом предлагается статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнить новой частью шестой, предусматривающей, что время следования осужденного к месту отбывания наказания засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима и один день за два дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима либо колонии-поселении.
Принимая во внимание практику ЕСПЧ, условия содержания осужденных при перевозках, а также продолжительные периоды времени следования осужденных к месту отбывания наказания под конвоем, законопроектом предлагается установление льготного коэффициента зачета в зависимости от назначенного судом вида учреждения без учета тяжести совершенного преступления.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предлагается внести изменения, включив вопрос о зачете соответствующего периода времени в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора (проектируемый пункт 11.1 статьи 397).
При этом представляется целесообразным предусмотреть, что данный вопрос рассматривается судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание (часть третья статьи 396) по представлению учреждения, исполняющего наказание (подпункт 5 части первой статьи 399).
Одновременно законопроектом предлагается предусмотреть установление дополнительного основания, учитываемого при решении вопроса о применении судом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания - активное участие в различного рода конкурсах при отбывании наказания в виде лишения свободы.
Так, в настоящее время в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы организовано проведение следующих мероприятий:
всероссийского конкурса на лучшее исполнение песен среди осужденных "Калина красная";
всероссийского фестиваля "Амнистия души", посвященного творчеству осужденных воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, совместно с Московским экспериментальным театром под руководством В.С. Спесивцева;
всероссийского конкурса "В зоне талантов", проводимого среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (аналогичного российской адаптации "Удивительные люди" всемирно известного шоу "The Brain", выходящего на телеканале "Россия-1");
всероссийского конкурса среди осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы "А ну-ка девушки!";
всероссийского ежегодного конкурса творческих выступлений, подготовленных осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы "Конкурс веселых и находчивых".
На протяжении нескольких лет ФСИН России проводятся международные шахматные турниры в режиме видеоконференц-связи между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, и осужденными, содержащимися в пенитенциарных учреждениях других стран.
В ФСИН России организовано привлечение к участию в культурно-массовых мероприятиях, спартакиадах, соревнованиях и конкурсах максимально возможного количества осужденных.
Кроме того, в целях повышения гарантий прав осужденных законопроектом предлагается внесение изменений в УПК РФ, предусматривающих при наличии технической возможности в суде незамедлительное направление администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия копии апелляционных приговора, постановления или определения (кассационного определения) либо выписки из их резолютивной части, изготовленной в форме электронного документа, подписанной судьей усиленной квалифицированной подписью, в соответствии с которой осужденный подлежит освобождению из-под стражи или от отбывания наказания.
Согласно информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в целях реализации положений законопроекта в части обеспечения технической возможности направления судебного акта об освобождении подсудимых (осужденных), находящихся под стражей, путем направления судебного решения в электронном виде в учреждения и органы, исполняющие наказание, потребуется доработка Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие"), в том числе разработка сервиса взаимодействия и соответствующего вида сведений согласно Методическим рекомендациями по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия, доработка программного обеспечения по ведению судебного делопроизводства, а также доработка информационной системы со стороны ФСИН России.
Доработку ГАС "Правосудие" возможно будет осуществить за счет предусмотренных бюджетных ассигнований и установленной штатной численности не ранее 01.01.2023.
По данным ФСИН России доработку действующей системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) возможно осуществить в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России на соответствующие расходы, что в целом позволит реализовать положения законопроекта путем получения электронной копии приговора суда, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью, в автоматизированном режиме.
Сроки доработки сервиса ФСИН России в СМЭВ должны корреспондироваться со сроками доработки информационных систем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Вместе с тем сценарием развития ведомственной программы цифровой трансформации ФСИН России, одобренной президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденной приказом ФСИН России от 30.12.2020 N 984, предусмотрено создание Единой информационной системы ФСИН России (ЕИС). Срок реализации мероприятий по созданию ЕИС - конец 2023 года. При проектировании ЕИС также будет предусмотрено взаимодействие сгосударственной автоматизированной системой "Правосудие" посредством СМЭВ в автоматическом режиме.
Таким образом, реализация пунктов 1 и 5 статьи 2 законопроекта в части незамедлительного направления судом соответствующего судебного решения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной подписью, администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия возможна к 2024 году.
С учетом изложенного, а также учитывая, что в связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, законопроектом предусмотрены отлагательные нормы вступления его в силу.
Принятие законопроекта не потребует увеличения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы и выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.