Проект Приказа МЧС России "Об утверждении Порядка подготовки и представления прогнозной информации и Порядка организации реагирования функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на прогнозы чрезвычайных ситуаций"
(подготовлен МЧС России 21.09.2021 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и представления прогнозной информации согласно приложению N 1.
2. Утвердить прилагаемый Порядок организации реагирования функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на прогнозы чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2.
3. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. N 632 "Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций".
Временно исполняющий обязанности Министра |
А.П. Чуприян |
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС Росси
от N____
ПОРЯДОК
подготовки и представления прогнозной информации
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации информационного взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) с функциональными и территориальными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в части подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования функциональных и территориальных подсистем РСЧС на прогнозы чрезвычайных ситуаций.
2. Подготовка и представление прогнозов чрезвычайных ситуаций и рекомендаций осуществляются в целях своевременного информирования и оповещения координационных органов РСЧС, постоянно действующих органов управления РСЧС, органов повседневного управления РСЧС и населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечения заблаговременной организации предупредительных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, минимизации риска гибели людей и снижения ущерба от чрезвычайных ситуаций.
3. Подготовка и представление прогнозов чрезвычайных ситуаций и рекомендаций осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях во всех режимах функционирования РСЧС:
на федеральном уровне - федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);
на межрегиональном уровне - подразделениями мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов (далее - главные управления МЧС России, осуществляющие координацию деятельности на территории федеральных округов);
на региональном уровне - подразделениями мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, подразделениями мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций организаций (учреждений), находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и заключивших соглашения (регламенты) о взаимодействии с главными управлениями МЧС России.
4. Подготовка и представление прогнозов ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), подразделениями мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляется по шести видам:
на год (долгосрочный прогноз чрезвычайных ситуаций);
на сезон (предварительный долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций, долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций);
на месяц (среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций);
на 7 дней (краткосрочный недельный прогноз чрезвычайных ситуаций);
на сутки (оперативный ежедневный прогноз чрезвычайных ситуаций);
на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).
5. Формирования, подразделения, службы, учреждения и предприятия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие мониторинг и прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, подготавливают исходную информацию для формирования прогнозов чрезвычайных ситуаций и в соответствии с соглашениями (регламентами) представляют ее в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) или в центры управления в кризисных ситуаций территориальных органов МЧС России на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
6. Подразделения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации подготавливают исходную информацию для формирования прогнозов чрезвычайных ситуаций по форме, установленной МЧС России, и представляют ее в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в следующие сроки:
для долгосрочного прогноза чрезвычайных ситуаций на год - ежегодно до 15 декабря текущего года;
для предварительного долгосрочного прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на период весеннего половодья - ежегодно до 10 февраля;
для предварительного долгосрочного прогноза природной пожарной опасности - ежегодно до 10 марта;
для долгосрочного прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на период весеннего половодья - ежегодно до 15 марта;
для долгосрочного прогноза природной пожарной опасности - ежегодно до 1 апреля;
для долгосрочного прогноза циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период - ежегодно до 1 октября;
для среднесрочного прогноза чрезвычайных ситуаций на следующий месяц - ежемесячно до 25 числа текущего месяца;
для краткосрочного недельного прогноза чрезвычайных ситуаций - еженедельно в пятницу к 9 часам (мск);
для оперативного ежедневного прогноза чрезвычайных ситуаций - ежедневно к 14 часам (местн.);
для экстренного предупреждения о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций - немедленно (не более 30 минут после получения исходной информации).
Методическое руководство деятельностью подразделений мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации по подготовке прогнозов чрезвычайных ситуаций, а также определение состава и формы представления прогнозов чрезвычайных ситуаций и рекомендаций для органов управления и сил РСЧС осуществляется ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.
7. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) подготавливает и представляет прогнозы чрезвычайных ситуаций в следующие сроки:
долгосрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на следующий год - ежегодно до 25 декабря текущего года;
предварительный долгосрочный прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на период весеннего половодья - ежегодно до 20 февраля;
предварительный долгосрочный прогноз природной пожарной опасности - ежегодно до 20 марта;
долгосрочный прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на период весеннего половодья - ежегодно до 25 марта;
долгосрочный прогноз природной пожарной опасности - ежегодно до 10 апреля;
долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период - ежегодно до 10 октября;
среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на следующий месяц - ежемесячно до 30 числа текущего месяца;
краткосрочный недельный прогноз чрезвычайных ситуаций на следующую неделю - еженедельно по пятницам к 16 часам (мск);
ежедневный оперативный прогноз чрезвычайных ситуаций на следующие сутки - ежедневно к 16 часам (мск);
экстренное предупреждение о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций - немедленно (не более 30 минут после получения исходной информации).
8. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) представляет в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка:
а) Министру и заместителям Министра МЧС России:
долгосрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на год;
долгосрочные прогнозы циклических чрезвычайных ситуаций;
среднесрочные прогнозы чрезвычайных ситуаций;
б) в заинтересованные структурные подразделения центрального аппарата МЧС России и главные управления МЧС России, осуществляющие координацию деятельности на территории федеральных округов - все виды прогнозов;
в) в Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России" и Департамент международной деятельности МЧС России:
краткосрочные недельные, оперативные ежедневные прогнозы чрезвычайных ситуаций, экстренные предупреждения о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации федерального характера;
оперативные ежедневные прогнозы чрезвычайных ситуаций и экстренные предупреждения о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории за пределами Российской Федерации для обеспечения деятельности группировки МЧС России;
г) старшему оперативному дежурному МЧС России:
оперативные ежедневные прогнозы чрезвычайных ситуаций;
экстренные предупреждения о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
д) в организации:
прогнозы чрезвычайных ситуаций, предусмотренные соглашениями и регламентами.
9. Прогнозы чрезвычайных ситуаций составляются в виде перечня рисков возникновения по уровням чрезвычайных ситуаций в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
10. Распространение материалов прогнозов чрезвычайных ситуаций в средствах массовой информации организуется Департаментом информационной политики МЧС России.
11. Доведение всех видов прогнозов чрезвычайных ситуаций до органов повседневного управления РСЧС осуществляется:
на федеральном уровне - Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России";
на межрегиональном уровне - главными управлениями МЧС России, осуществляющими координацию деятельности на территории федеральных округов;
на региональном уровне - главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации;
на муниципальном уровне - едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных районов (городских округов).
12. Органы повседневного управления РСЧС доводят все виды прогнозов чрезвычайных ситуаций и рекомендаций до руководителя организации, должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подведомственных организаций, дежурных сил.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от N____
ПОРЯДОК
организации реагирования функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на прогнозы чрезвычайных ситуаций
1. Организация реагирования органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) осуществляется с целью минимизации рисков возникновения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций.
2. При реагировании на прогнозы чрезвычайных ситуаций выполняются следующие задачи:
подготовка и доведение до органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС прогнозов чрезвычайных ситуаций (экстренных предупреждений) и рекомендаций в соответствии с прогнозами;
детализация (уточнение) рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации;
принятие решений на проведение превентивных мероприятий;
осуществление круглосуточного мониторинга обстановки;
организация взаимодействия между органами управления и силами РСЧС по вопросам реагирования на прогноз чрезвычайных ситуаций;
приведение в готовность органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации;
организация оповещения населения и руководителей органов местного самоуправления (руководителей объектов экономики);
проведение мероприятий по поддержанию в готовности органов управления и сил РСЧС к выполнению возложенных на них задач;
планирование и уточнение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с рисками.
3. Организация мероприятий по реагированию на прогнозы чрезвычайных ситуаций и проведению предупредительных мероприятий (в зависимости от уровня прогнозируемых чрезвычайных ситуаций) возлагается на руководителей:
федеральных органов исполнительной власти;
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органов местного самоуправления;
организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
4. Сбор, обобщение и обмен информации по реагированию на прогнозы чрезвычайных ситуаций осуществляют органы повседневного управления и постоянно действующие органы управления РСЧС.
При подготовке и доведении до органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС прогнозов чрезвычайных ситуаций и экстренных предупреждений, а также рекомендаций в соответствии с ними, доводится информация:
о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо для окружающей среды;
о прогнозируемой чрезвычайной ситуации с указанием территории (субъекта Российской Федерации, района (городского округа), населенного пункта, объекта);
о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях;
о предлагаемом комплексе предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и смягчение ее последствий;
о выработанных предложениях, направленных на снижение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и смягчение ее последствий и реализации комплекса предупредительных мероприятий.
5.Детализация прогнозов чрезвычайных ситуаций заключается в определении наиболее уязвимых объектов (процессов), состояние которых может привести к возникновению или увеличению риска чрезвычайных ситуаций.
Детализация прогнозов чрезвычайных ситуаций выполняется подразделениями мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, организаций (учреждений), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, организаций (учреждений), находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.
6. Организация мониторинга складывающейся обстановки в районе возникшей чрезвычайной ситуации и прогнозирование ее развития осуществляется:
силами подразделений мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций организаций (учреждений), находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;
силами подразделений мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
силами подразделений мониторинга и прогнозирования территориальных органов Росгидромета.
7. Информирование Главного управления "Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России" (далее - ГУ НЦУКС) о выработанных предложениях и реализации комплекса предупредительных мероприятий осуществляется в следующие сроки с момента поступления прогноза чрезвычайных ситуаций:
по долгосрочному - в течение месяца;
по среднесрочному - в течение недели;
по краткосрочному декадному - в течение суток;
по ежедневному оперативному - в течение 3 часов;
по экстренному предупреждению о высокой степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций - в течение 30 минут, с последующим докладом через каждый час до окончания периода действия обстоятельств, послуживших объявлению данного экстренного предупреждения.
В случае ухудшения обстановки или имеющейся вероятности перерастания прогнозируемой чрезвычайной ситуации в более высокий уровень, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации принимают решения об усилении группировки сил и средств РСЧС и соответствующие меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В случае затруднений, связанных с оценкой воздействия источника чрезвычайной ситуации, либо непредвиденного развития ситуации, руководитель органа государственной власти Российской Федерации, органа местного самоуправления может запросить методическую помощь у подразделений мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций соответствующих главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации или федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" МЧС России (далее - ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), а по вопросам моделирования обстановки у ГУ НЦУКС.
8. Ответственность за выполнение задач, связанных с принятием мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценкой их последствий, с информированием и своевременным оповещением населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации возлагается на руководителей:
федеральных органов исполнительной власти;
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органов местного самоуправления;
организаций.
9. Анализ деятельности подразделений мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценка качества и достоверности прогнозной информации (далее - анализ оправдываемости прогноза) осуществляется ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в отношении главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
10. Результаты анализа оправдываемости прогноза докладываются ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в ГУ НЦУКС и в Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России еженедельно, а также ежемесячно до 10 числа за прошедший месяц.
Сбор, обобщение и анализ информации о деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по реагированию на прогнозы чрезвычайных ситуаций (далее - анализ реагирования на прогноз) осуществляются:
главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации по вопросам достаточности и своевременности принятых мер в отношении органов управления РСЧС на региональном уровне. Результаты анализа реагирования на прогноз докладываются главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в ГУ НЦУКС ежедневно;
ГУ НЦУКС в отношении главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации по вопросам анализа реагирования. Результаты анализа реагирования на прогноз докладываются ГУ НЦУКС руководству МЧС России еженедельно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.