Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 2 по 29 июля 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/07-21/00117556). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Так, Минприроды России в рамках рассмотрения поступивших в ходе публичных обсуждений замечаний Российского союза промышленников и предпринимателей были внесены уточнения в редакцию законопроекта в целях недопущения наложения дублирующихся мер административной ответственности за одно правонарушение.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 1 по 6 сентября 2021 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от АО "Мосгаз", ПАО "Т Плюс", ПАО "Татнефть", ПАО "Сургутнефтегаз", ЕМУП "Спецавтобаза", АО "Концерн Росэнергоатом" и ООО "Экологические технологии", замечания которых были частично учтены.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем обращаем внимание на ненадлежащее заполнение разработчиком сводного отчета. Так, ряд разделов сводного отчета (к примеру, о международном опыте и об оценке возникающих расходов хозяйствующих субъектов) не заполнен полностью, а иные разделы сводного отчета заполнены по формальному признаку.
Сообщаем о необходимости корректного заполнения всех пунктов сводного отчета исходя из содержания и предполагаемого предмета регулирования проекта акта в соответствии с Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика).
В дальнейшем при поступлении проектов нормативных правовых актов с ненадлежаще заполненным сводным отчетом такие проекты нормативных правовых актов и материалы по ним будут возвращены Минэкономразвития России без заключения об оценке регулирующего воздействия на основании пункта 29 Правил.
Проект акта подготовлен на основании решений, принятых на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко (пункт 10 протокола от 25 мая 2021 г. N ВА-П11-34пр) и направлен на установление административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - эксперимент).
Проектом акта предусматривается дополнение статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) положениями по введению указанной административной ответственности.
По результатам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России сообщает о наличии следующих замечаний.
1. Проектом акта устанавливается административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области проведения эксперимента. В случае выявления правонарушения административная ответственность составляет двадцать тысяч рублей для должностных лиц и двести тысяч рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За повторное нарушение законодательства Российской Федерации в области проведения эксперимента законопроект предусматривает ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере пятисот тысяч рублей.
При этом в настоящее время за вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает как предупреждение, так и наложение административного штрафа в размере максимально до ста тысяч рублей.
Таким образом, проектируемые законопроектом изменения КоАП РФ увеличивают размер административного штрафа за нарушения законодательства Российской Федерации в области проведения эксперимента.
Вместе с тем разработчиком в сводном отчете не представлены конкретные обоснования размеров административных штрафов за несоблюдение требований эксперимента, а также результаты анализа текущей практики привлечения к административной ответственности.
Более того, административный штраф в размере пятисот тысяч рублей может быть наложен как на предприятие, отнесенное к объектам I категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду и вносящее более 90% вклада в уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории эксперимента, так и на предприятие, отнесенное к объектам III категории и принимающее участие в эксперименте. При этом вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха от указанных объектов может отличаться в несколько сотен раз.
С учетом изложенного предусмотренные законопроектом единые размеры административных штрафов для всех принимающих участие в эксперименте хозяйствующих субъектов без соответствующих обоснований и дифференциации размеров таких штрафов не могут быть поддержаны Минэкономразвития России.
По мнению Минэкономразвития России, при определении проектом акта состава правонарушений и размера санкций необходимо более точно определить сам состав таких правонарушений (формальный и материальный) и установить размеры административных штрафов с учетом размеров причиненного вследствие таких правонарушений ущерба охраняемым законом ценностям.
2. Проект акта дополняет статью 8.21 КоАП РФ частями 4 и 5, предусматривающими административную ответственность за нарушение правил проведения эксперимента.
Вместе с тем законопроект не вносит соответствующих корректировок в статью 23.1 КоАП РФ, устанавливающую полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.