Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в целях введения регулирования деятельности гостевых домов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростуризмом (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 12 апреля по 30 апреля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-21/00115012).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Ранее Минэкономразвития России письмом от 30 июня 2021 г. N 21057-АХ/Д26и в Ростуризм было направлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект акта (далее - заключение об ОРВ). В указанном заключении Минэкономразвития России, концептуально поддерживая необходимость определения правового статуса гостевых домов, обратило внимание разработчика на ряд положений проекта акта, которые могут повлечь риски возникновения непредвиденных и (или) необоснованных расходов и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных негативных последствий.
Доработанная редакция проекта акта, направленная указанным письмом Ростуризма, не в полной мере учитывает замечания, изложенные в заключении.
В частности, сохраняются замечания в части применения к гостевым домам ограничений и запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации для гостиниц, в том числе в части требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований и других (пункт 2 заключения об ОРВ), а также в части введения классификации гостевых домов как инструмента их легализации (пункт 3 заключения об ОРВ). Минэкономразвития России отмечало, что введение классификации гостевых домов как инструмента их легализации представляется неоптимальным и не поддерживается. Согласно статье 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в российской Федерации" необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
При этом разработчиком так же как и при направлении предыдущей редакции проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об ОРВ в представленных материалах не представлены данные в части определения и обоснования риска, на минимизацию которого направлено проектируемое регулирование.
Минэкономразвития России предлагало альтернативный способ решения проблемы легализации гостевых домов - введение уведомительного порядка их регистрации в реестре и декларирования соответствия гостевых домов установленным требованиям.
Уведомительный механизм предусмотрен разработчиком в статье 4 проекта акта. Между тем его действие ограничивается сроком с момента вступления в силу проекта акта до 1 марта 2024 года и последующий немотивированный отказ от него.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.