Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минцифры России "Об утверждении порядка представления операторами связи в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации информации, необходимой для реализации его полномочий" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минцифры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 25 июня по 15 июля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-21/00117291).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработка проекта акта является в том числе результатом подхода по выделению из приказа Минкомсвязи России от 26 августа 2014 г. N 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию" (далее - Действующий приказ) не характерных для него требований и переиздания их отдельным нормативным правовым актом.
Действующий приказ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467.
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 2 проекта акта устанавливается обязательное требование по ежегодному представлению информации операторами связи.
Однако на уровне закона обязанность представлять информацию с установленной периодичностью не установлена.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В статье 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) закреплена обязанность операторов связи по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий представлять информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, б условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах.
Схожее полномочие Минцифры России установлено статьей 21 Закона о связи (запрашивать у операторов связи информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе о технологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи, о перспективах развития сетей связи, о тарифах на услуги связи, а также направлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, обязательные для исполнения предписания в связи с указанными контрактами).
На основании изложенного представление информации с установленной периодичностью не может быть поддержано.
Аналогичное замечание может быть представлено в отношении установленной пунктом 2 проекта акта возможности Минцифры России по запросу иной информации о сетях связи и услугах связи в рамках исполнения возложенных полномочий.
В случае, если обязанность операторов связи по представлению информации по таким запросам закреплена в Законе о связи, установление указанной нормы в проекте акта является нецелесообразным. В случае, если такая обязанность не предусмотрена проектом акта, указанная норма не может быть поддержана.
2. Проектом акта исключается возможность представления информации в бумажном виде, предусмотренная Действующим приказом.
Однако предлагаемый подход не учитывает возможность нестабильной работы каналов передачи информации или работы соответствующего сайта в том числе в сроки обязательного предоставления информации, устанавливаемые проектом акта. В этой связи представляется целесообразным в качестве альтернативы сохранить возможность направления информации и на бумажных носителях. Кроме того, учитывая, что передача информации в электронном виде в целом более эргономична и менее затратна, представляется, что сохранение возможности передачи данных в бумажном виде не будет являться для операторов связи более приоритетной.
3. Ряд информации, состав которой определяется проектом акта, может быть представлен не всеми операторами связи. Например, о зоне обслуживания сети подвижной радиотелефонной связи, представляемой в виде графической и текстовой информации; о тарифах на услуги подвижной радиотелефонной связи и о стоимости подключения пользовательского оборудования к сети связи оператора связи в целях оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи.
При этом ее представление необходимо всеми операторами связи вне зависимости от оказываемых услуг.
Кроме того, представление информации при отсутствии ее изменений в период между случаями представления информации представляется избыточным.
Вместе с тем пунктом 3 проекта акта устанавливается необходимость представить информацию об отсутствии изменений в случае, если за прошедший календарный год информация о сетях связи и услугах связи не изменялась и развитие сети связи на текущий год не планируется. При этом направление такой информации, в частности ежегодное и по запросам, сопряжено, по сути, с непроизводственными затратами операторов связи.
На основании изложенного считаем целесообразным разграничить и детализировать информацию, представляемую различными операторами связи в зависимости от оказываемых услуг, а также исключить необходимость направления такой информации в случае отсутствия в ней изменений.
4. Часть информации, запрашиваемой в соответствии с положениями проекта акта, представляется избыточной, в том числе в связи с тем, что она могла быть получена федеральными органами исполнительной власти ранее, например, в случае обязательного привлечения представителей Роскомнадзора при вводе сетей электросвязи в эксплуатацию. Так, например, представители Роскомнадзора включаются в обязательном порядке в комиссию по вводу в эксплуатацию сетей (фрагментов сети) фиксированной зоновой телефонной связи.
В этой связи актуальная информация по таким сетям связи имеется в распоряжении Роскомнадзора.
В этой связи считаем целесообразным проинвентаризировать состав сведений, представляемых операторами связи в рамках реализации положений проекта акта, и исключить информацию, имеющуюся в распоряжении Роскомнадзора в рамках реализации соответствующих полномочий.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
- о несоответствии положений проекта акта Закону об обязательных требованиях;
- о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.