Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 26 июля по 13 августа 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ID проекта акта: 02/07/07-21/00118420.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов Российской Федерации в срок с 24 августа по 2 сентября 2021 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-мансийского автономного округа - Югры, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, не содержащие замечаний и предложений по проекту акта.
Как указано разработчиком, проектом акта предусматривается устранение противоречий и конкретизация терминов и формулировок, применяемых в требованиях по обеспечению транспортной безопасности, а также оптимизация реализации субъектами транспортной инфраструктуры мер по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Минэкономразвития России поддерживает необходимость устранения избыточных требований в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе в сфере дорожного хозяйства.
Предлагаемые проектом акта изменения будут способствовать оптимизации исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры. Вместе с тем ряд требований, влекущих избыточные обязанности и расходы субъектов транспортной инфраструктуры, проектом акта не устраняется.
Учитывая изложенное, к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Подпунктом "а" пункта 1 проекта акта предлагается отменить требование об образовании (формировании) и (или) привлечении для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделения (подразделений) транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства IV категории.
Указанное изменение Минэкономразвития России поддерживается.
Вместе с тем отмечаем, что по состоянию на конец 2020 года в реестре объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства насчитывалось более 31 тыс. объектов, из которых 10597 объектов отнесены к объектам транспортной инфраструктуры III категории. При этом около 7,2 тыс. указанных объектов находится в собственности субъектов Российской Федерации.
Расходы на привлечение подразделений транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры III категории, по оценкам Минэкономразвития России, могут составить ежегодно около 136 млрд руб. (исходя из расчета о привлечении порядка 20 чел. на объект), при этом около 92,4 млрд руб. - расходы субъектов Российской Федерации.
Выполнение указанных требований на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства может быть затруднительным в связи со значительным количеством таких объектов, а также возможной удаленностью объектов от наследных пунктов и инженерных коммуникаций.
Также следует отметить, что требование о формировании или привлечении подразделений транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры влечет за собой необходимость исполнения ряда других требований, например, выделения и оборудования помещений для размещения работников подразделений транспортной безопасности.
Реализация указанного требования на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на значительном отдалении от иных оборудованных объектов инфраструктуры, может повлечь значительные финансовые и административные издержки.
При этом отмечаем, что разработчиком данных о количестве объектов транспортной инфраструктуры, отвечающих указанному требованию в настоящее время, не представлено.
Учитывая изложенное, предлагается исключить обязанность по привлечению подразделений транспортной безопасности также для объектов транспортной инфраструктуры III категории, а также обосновать исполнимость данного требования для объектов II категории.
2. Ряд требований, приводящих к избыточным расходам субъектов транспортной инфраструктуры, не изменяются проектом акта.
Так, подпунктом "д" пункта 3 приложения к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2201 (далее - Действующие требования), сохраняется требование о содержании в постоянном пропуске на объекты транспортной инфраструктуры I категории машиносчитываемой части для биометрической идентификации.
Как ранее отмечало Минэкономразвития России, стоимость оборудования одного объекта транспортной инфраструктуры системой биометрической идентификации может быть оценена около 3 млн рублей. Таким образом, оборудование объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства I категории (1166 объектов) может повлечь расходы порядка 3,5 млрд рублей.
При этом информация о необходимости применения биометрической системы контроля доступа на всех объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства I категории, а также о текущем состоянии исполнения данного требования разработчиком не представлена.
Учитывая изложенное, считаем предъявление указанного требования не соответствующим целям по оптимизации порядка практического применения установленных правил и требований.
3. Подпунктом 29 пункта 7 Действующих требований указано, что субъект транспортной инфраструктуры обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, принимая во внимание, что к объектам транспортной инфраструктуры IV категории требование о привлечении подразделений транспортной безопасности предъявляться не будет, а требование об оснащении таких объектов средствами видеонаблюдения не устанавливается, исполнение требования об организации пропускного и внутриобъектового режимов для этой категории объектов представляется затруднительным и необоснованным.
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить указанное требование для объектов транспортной инфраструктуры IV категории, а также обосновать его применение для объектов III категории с учетом оценки стоимости обеспечения и исполнимости.
4. Подпунктом 15 пункта 7 Действующих требований устанавливается, что субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения безопасности объекта с периодичностью не реже одного раза в год для объектов транспортной инфраструктуры (нескольких объектов транспортной инфраструктуры) I и II категорий и не менее одного раза в 2 года для объектов транспортной инфраструктуры III категории.
Как ранее отмечалось Минэкономразвития России, а также обсуждалось на заседаниях Межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых основ в области обеспечения транспортной безопасности по результатам применения правоприменительной практики в целях уточнения и конкретизации применяемых терминов и формулировок, устранения противоречий и дублирования, а также оптимизации порядка практического применения установленных правил и требований (далее - Рабочая группа), указанное требование не определяет случаи привлечения представителей федеральных органов исполнительной власти к учениям, что может привести к неопределенности в правоприменительной практике.
Кроме того, указанное требование предъявляется к субъектам транспортной инфраструктуры, а не к органам исполнительной власти, что может привести к ситуациям, когда субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен к ответственности за неисполнение требования по причинам неучастия в учениях представителей органов исполнительной власти.
В этой связи предлагается установить, что учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры проводятся субъектом транспортной инфраструктуры с обязательным уведомлением уполномоченных органов исполнительной власти.
5. Подпунктом 16 пункта 7 Действующих требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство о переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании,а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению установленной категории объекта транспортной инфраструктуры или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта.
Минэкономразвития России ранее отмечалось, что понятие "незамедлительно" носит субъективно-оценочный характер и отличается неопределенным содержанием, единообразное понимание и правоприменение которого представляется затруднительным в приложении к рассматриваемой ситуации.
Аналогичные нормы рассматривались на заседаниях Рабочей группы при рассмотрении требований по обеспечению транспортной безопасности на иных видах транспорта.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным указанную норму доработать, исключив слово "незамедлительно".
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.