Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "О внесении изменения в пункт 46 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 231н" (далее соответственно - проект акта, Инструкция), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании пункта 20 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731, и в связи с введением в действие с 1 января 2021 г. приказа Минпромторга России от 31 июля 2020 г. N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке".
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 3 по 16 сентября 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/119984 (ID проекта: 02/08/09-21/00119984).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступило замечание от ПАО "ГМК "Норильский никель".
Данное замечание было включено разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах его отклонения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что в рамках формирования проекта плана оценки применения обязательных требований на 2022 год в адрес Минэкономразвития России поступали предложения о необходимости внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Принимая во внимание необходимость комплексной оценки Инструкции, считаем необходимым обратить внимание разработчика на следующие замечания к действующей редакции.
1. В соответствии с абзацем третьим пункта 10 Инструкции организациями и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации), учитываются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства (далее - отходы драгоценных металлов), по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству отходов, общей массе отходов и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них, а также в стоимостном выражении.
При этом обращаем внимание, что в процессе производства, кроме цельнометаллических отходов драгоценных металлов, образуются также отходы в виде опилок драгоценных металлов, загрязненных абразивными материалами, шлифовальные и полировальные диски, которые собираются при технологической зачистке рабочих мест и отправляются на переработку для извлечения драгоценных металлов. До момента переработки и извлечения из данных отходов драгоценных металлов невозможно установить массу химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них.
В этой связи считаем целесообразным дополнить Инструкцию положениями, устанавливающими, что учет отходов драгоценных металлов, содержащихся в опилках драгоценных металлов, загрязненных абразивными материалами, шлифовальных и полировальных дисках, производится на основании данных по результатам переработки и извлечения драгоценных металлов из данных отходов.
2. Согласно пункту 42 Инструкции совместное хранение драгоценных металлов и драгоценных камней с другими материалами не допускается. При отсутствии отдельных помещений для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней допускается хранение их в одном помещении с другими материалами, но в отдельных несгораемых шкафах, металлических ящиках и сейфах.
Таким образом, сотрудники организаций не имеют права хранить в одном несгораемом шкафу, металлическом ящике или сейфе полуфабрикат изделия из драгоценного металла и вставки из недрагоценных камней, а должны иметь как минимум два места хранения, что не обосновано и весьма затратно.
Вместе с тем при наличии у организации специального сейфового помещения ценности, используемые для производства ювелирных изделий, как драгоценные металлы и камни, так и недрагоценные могут храниться там на различных стеллажах, шкафах, коробках, мешках или иной таре, предотвращающей смешение позиций. Обязательное наличие множества несгораемых шкафов, сейфов и т.п. нецелесообразно, поскольку непосредственно не влияет на уровень сохранности ценностей. Организации сами должны определять порядок хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, меры безопасности, так как несут за это материальную и иную установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
В этой связи считаем, что пункт 42 Инструкции нуждается в уточнении.
3. Пунктом 43 Инструкции установлено, что для обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, переработке, использовании и обращении несанкционированный доступ посторонних лиц в помещения, где осуществляются указанные операции, должен быть исключен.
Согласно статье 1 Федерального закона 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под обращением понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности. То есть, в том числе и розничная торговля ювелирными изделиями.
В этих условиях требование исключить доступ покупателей в торговый зал розничного магазина является не обоснованным.
Учитывая данное обстоятельство, пункт 43 Инструкции нуждается в доработке.
4. В соответствии с пунктом 48 Инструкции материально ответственными лицами организации на основе данных учета по каждому переделу, виду работ и участку не реже чем раз в месяц представляют начальнику подразделения с целью направления в бухгалтерию организации сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней (с отражением движения сырья, готовой продукции, полуфабрикатов и отходов) в сопоставлении с нормативным расходом и объяснением причин отклонения.
Указанное положение Инструкции создает излишние административные барьеры в осуществлении внутрихозяйственной деятельности организации.
В большинстве случаев, учитывая особенности сложных технологических процессов и используемого оборудования, указанные отчеты объективно не могут быть составлены по каждому переделу, виду работ и участку без проведения инвентаризации и зачистки, что требует ежемесячной остановки производства на длительный период времени и, следовательно существенных финансовых и трудовых затрат.
Кроме того, Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731, не содержат требований по формированию указанных отчетов.
С учетом изложенного предлагаем рассмотреть возможность исключения данного требования из Инструкции.
5. Согласно пункту 50 Инструкции организации представляют первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
При этом следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 19 постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности", устанавливающий данное требование, признается утратившим силу с 1 января 2022 г.
В этой связи установленное пунктом 50 Инструкции требование о представлении статистической отчетности организаций на бумажных носителях и по устаревшим формам также следует признать утратившим силу.
В настоящее время отраслевая статистика должна формироваться посредством государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и в связи с изложенными замечаниями предусматриваемое проектом акта регулирование Минэкономразвития России концептуально не может быть поддержано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.