Проект Приказа Министра обороны России "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""
(подготовлен Минобороны России 13.10.2021 г.)
Внести изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2014 г., регистрационный N 34591) (с изменением, внесенным приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 октября 2019 г. N 626, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2019 г., регистрационный N 56768) согласно Перечню (приложение к настоящему приказу).
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
С.Шойгу |
Приложение
к приказу Министра обороны Российской Федерации
от"___" ______ 2021 г. N _____
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
1. В разделе II "Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ" (приложение N 1 к приказу):
1) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Основная профессиональная образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде:
учебного плана;
календарного учебного графика;
учебных программ, программ практик;
фонда оценочных средств;
методических материалов (тематические планы, программы государственной итоговой аттестации);
рабочей программы воспитания;
календарного плана воспитательной и военно-политической работы;
иных компонентов, включенных в состав основной профессиональной образовательной программы по решению ученого совета (совета) военно-учебного заведения".
2) после пункта 24 добавить пункт 24.1 следующего содержания:
"24.1. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной и военно-политической работы разрабатываются и утверждаются военно-учебными заведениями в соответствии с требованиями к минимуму содержания рабочей программы воспитания обучающихся, планированию воспитательной и военно-политической работы (приложение N 4 к приказу). Для программ среднего профессионального образования указанные документы разрабатываются с учетом включенных в соответствующие примерные основные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
2. В разделе III "Особенности научной (научно-исследовательской) деятельности" (приложение N 2 к приказу):
3) абзац восьмой пункта 41 изложить в следующей редакции:
"исследование проблем военно-политической работы, обучения и воспитания личного состава";
4) пункт 63 изложить в следующей редакции:
"В рамках комплексной деятельности военно-учебного заведения с постоянным и переменным личным составом организуется и осуществляется военно-политическая работа, регламентируемая нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Военно-политическая работа планируется, организуется и проводится под руководством начальника военно-учебного заведения.
Непосредственно планирование, организация и проведение военно-политической работы возлагается на заместителя начальника военно-учебного заведения по военно-политической работе и военнополитический отдел (отделение).
В рамках образовательной деятельности в военно-учебном заведении организуется и осуществляется воспитание обучающихся, отражающее интересы их военно-профессиональной подготовки.
Под воспитанием обучающихся военно-учебных заведений понимается деятельность руководящего состава, научнопедагогических работников, командиров подразделений курсантов и слушателей, направленная на формирование и развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи общества и государства, формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Основными видами воспитания обучающихся в рамках образовательной деятельности военно-учебных заведений являются военно-политическое, государственно-патриотическое, воинское, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, экономическое, физическое, экологическое.
Организация воспитания обучающихся в военно-учебном заведении включает:
изучение и анализ уровня воспитанности обучающихся; согласованную практическую работу всех должностных лиц военно- учебного заведения на основе ведущих принципов, целей и задач, уровней, видов, направлений и функций воспитания, выбора и применения его оптимальных по эффективности и результативности форм, методов и средств;
своевременную корректировку содержания воспитания обучающихся, исходя из реального положения дел с учетом дифференцированного подхода к решению задач воспитания и интересов военно-профессиональной подготовки;
анализ и обобщение достигнутых результатов воспитания обучающихся, выработку предложений по его совершенствованию;
систематическое обучение должностных лиц военно-учебного заведения практике воспитания обучающихся.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных профессиональных образовательных программ реализуется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочих программ воспитания, а также планов привития навыков военно-политической работы, разрабатываемых на каждую специальность (специализацию), направление подготовки.
Ответственность за контроль над реализацией рабочих программ воспитания и планов привития обучающимся навыков военно-политической работы возлагается на учебно-методический центр (отдел) совместно с военно-политическим отделом (отделением) военно-учебного заведения.
Задачами воспитания являются формирование и развитие у обучающихся:
общей и военно-профессиональной культуры, трудолюбия и добросовестного отношения к учебе;
мировоззренческой позиции, соответствующей высокому статусу военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, на основе лучших воинских традиций;
стремления в совершенстве овладеть профессий офицера (военного специалиста) Вооруженных Сил Российской Федерации и избранной военной специальностью;
индивидуально-психологических, морально-политических и военно-профессиональных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам Вооруженных Сил Российской Федерации;
дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства, готовности к вооруженной защите Отечества;
навыков военно-политической работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задачи воспитания обучающихся решаются в рамках образовательной и других видов совместной деятельности постоянного и переменного состава военно-учебного заведения.
Непосредственное решение задач воспитания обучающихся с учетом их способностей, склонностей и увлечений, привитие им навыков военно-политической работы возлагается на профессорско-преподавательский состав, командиров подразделений курсантов и слушателей.
Итоги воспитания обучающихся, привития им навыков военнополитической работы с личным составом подводятся: в военноучебном заведении - за учебный год и семестр; на факультете, в батальоне (дивизионе), на кафедрах - ежемесячно и за семестр; в роте (батарее) и на курсе - еженедельно.
Ученый совет (совет) военно-учебного заведения, факультета не реже одного раза в год анализирует состояние воспитательной и военно-политической работы с личным составом, эффективность реализации рабочих программ воспитания обучающихся, качество выполнения планов воспитательной и военно-политической работы, планов привития обучающимся навыков военно-политической работы, вырабатывает предложения начальнику военно-учебного заведения, начальникам факультетов, кафедр, отделов и служб по их совершенствованию, координирует научную (научно- исследовательскую) и методическую деятельность, необходимую в интересах военно-политической работы с личным составом и воспитания обучающихся.
Порядок организации военно-политической работы с личным составом и воспитания обучающихся в военно-учебных заведениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации определяется отдельным нормативным правовым актом заместителя Министра обороны Российской Федерации -начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приложение N 4
к приказу Министра обороны Российской Федерации
от "___" ________ 2021 г. N____ " ________ 2021 г.
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Виды воспитания |
Циклы (модули, разделы) учебных дисциплин) |
Цель и задачи воспитания обучающихся в военно-учебных заведениях видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации |
Содержание воспитательной и военно-политической работы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Для курсантов 1 курса вуза, полная военно-специальная подготовка | ||||
Военно-политическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание
Воинское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Экономическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание |
Дисциплины цикла "Гуманитарный и социально-экономический"; Дисциплины цикла "Общая военная подготовка"; дисциплины информационно-коммуникационного и математического модулей; дисциплина "Физическая подготовка"; дисциплины естественнонаучного цикла (модуля); дисциплины общепрофессионального модуля профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации) |
Формирование дисциплинированности и сознательного отношения к выбранной профессии, профессиональному долгу, личной и коллективной ответственности; адаптация к условиям военной службы; знакомство с требованиями к личностным и профессиональным качествам офицера Вооруженных Сил Российской Федерации; формирование осознанной профессиональной мотивации к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании; приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, формирование культуры, этики профессионального общения; привитие познавательных интересов в усвоении новых профессионально-важных знаний, умений и навыков |
Мероприятия по психолого-педагогическому изучению курсантов первых курсов вузов ("Социально-психологический портрет" учебного подразделения), их адаптации к жизнедеятельности в условиях военного вуза; мероприятия по сплочению учебных коллективов в интересах создания благоприятного социально-психологического климата, способствующего выработке у каждого курсанта сознательного отношения к выполнению воинского долга); мероприятия работы по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка (предупреждение гибели и травматизма личного состава, преступлений и происшествий, пресечение нарушений уставных правил взаимоотношений, других грубых дисциплинарных проступков, обеспечение сохранности оружия и боеприпасов, предупреждение уклонений от военной службы, недопущение хищений государственного и иного имущества, предупреждение преступлений в отношении гражданского населения; профилактика правонарушений, связанных с хранением и сбытом наркотических веществ, употреблением наркотиков и спиртных напитков, выполнение военнослужащими законодательства Российской Федерации, внедрение в повседневную жизнедеятельность подразделений требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, соблюдение прав и социальных гарантий военнослужащих; сплочение воинских коллективов, поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава подразделений и другие); мероприятия военно-политической пропаганды и агитации (военно-политическая подготовка, плановое и оперативное информирование (военно-политическое, боевое, правовое, военно-техническое, медицинское и иное), единый день информирования, единый день правовых знаний, прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов, собрания личного состава, прямое обращение командования вуза к личному составу, вечера вопросов и ответов; встречи с командованием, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций патриотической направленности, ветеранами войн, боевых действий, военной службы и труда, доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за совершенные преступления, теоретические, научно-практические, военно-научные и иные конференции, тематические вечера, средства наглядной агитации и другие); мероприятия военно-социальной, культурно-досуговой работы (доведение и разъяснение военнослужащим нормативных правовых актов по социальным вопросам, оказание помощи в их реализации, создание в воинских коллективах обстановки взаимоуважения, взаимопомощи и высокой требовательности, воспитание у военнослужащих уважительного отношения к Конституции, законам Российской Федерации, сознательного выполнения требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командования, работа военно-исторических, поисковых клубов, клубов художественной самодеятельности, щефская работа, волонтерская работа, работа с ветеранами, работа военных музеев , музейных образований вузов, участие в торжественных воинских ритуалах вузов, Парадах, Днях воинской и трудовой славы, спортивные мероприятия, мероприятия выходного и праздничных дней и другие); мероприятия психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в военно-учебном заведении и другие*(1) * |
|
Для курсантов 2 курса, полная военно-специальная подготовка |
- |
|||
Военно-политическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание
Воинское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Экономическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание |
Дисциплины общепрофессионального модуля профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); дисциплины профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); учебная (производственная) практика с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации) |
Развитие нравственных и военно-профессиональных качеств, ответственности за выполнение гражданского и служебного долга; формирование профессионального типа поведения военного специалиста с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации), формирование мировоззренческой позиции, соответствующей высокому статусу военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации; развитие профессиональной мотивации на основе вовлечения курсантов во внеаудиторные формы профессиональной подготовки в рамках образовательного процесса военно-учебного заведения (военно-научная работа, военно-историческая работа, культурно-досуговая, шефская, спортивно-массовая работа и др.); развитие ответственности за выполнение требований законов, уставов и приказов командиров (начальников), формирование правового сознания и поведения на основе типичных ситуаций, возникающих при выполнении задач военной службы; развитие познавательных интересов по основным учебным дисциплинам профессионального цикла, а также стремления к повышению профессионализма, компетентности в выполнении служебных обязанностей и др. |
||
Для курсантов 3 курса, полная военно-специальная подготовка | ||||
Военно-политическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание
Воинское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Экономическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание |
Дисциплины общепрофессионального модуля профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); дисциплины профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); учебная (производственная) практика, войсковая (флотская) стажировка с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации) |
Формирование военно-политических компетенций, взглядов и убеждений воина-государственника, профессионально-важных личностных качеств будущего офицера как командира и руководителя; сплочение учебных коллективов в интересах создания благоприятного социально-психологического климата, способствующего выработке у каждого курсанта сознательного выполнения воинского долга; формирование ответственности за личное профессиональное поведение, личной примерности при выполнении должностных обязанностей в образовательной и повседневной деятельности военно-учебного заведения; мобилизация личностных ресурсов для формирования устойчивой потребности в самопознании и самосовершенствовании себя как офицера Вооруженных Сил Российской Федерации; формирование убеждения в необходимости абсолютной дисциплинированности и исполнительности, обязательного выполнения требований законов, уставов и приказов командиров (начальников); формирование убеждения в необходимости повышения профессионализма, компетентности в выполнении служебных обязанностей и др. |
- |
|
Для курсантов 4 курса, полная военно-специальная подготовка | ||||
Военно-политическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание
Воинское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Экономическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание |
дисциплины профессионально-специального модуля профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); дисциплина "Военно-политическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации" ("Военно-политическая работа в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации"); дисциплины профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); учебная (производственная) практика, войсковая (флотская) стажировка с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации) |
Развитие профессионально важных морально-политических, духовно-нравственных личностных качеств и навыков профессионального поведения будущего офицера как военного специалиста и руководителя; привитие навыков военно-политической работы с личным составом; воспитание гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации (на примере вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации); развитие навыков осознанного ответственного профессионального поведения и личной примерности при выполнении должностных обязанностей в образовательной и повседневной деятельности военно-учебного заведения; развитие убеждения в необходимости законопослушного поведения и исполнительности, выполнения требований законов, уставов и приказов командиров (начальников); формирование осознанной готовности к защите Отечества с оружием в руках (на примере лучших воинских традиций вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации); развитие убеждения в необходимости повышения профессионализма, компетентности в выполнении служебных обязанностей и др. |
- |
|
Для курсантов 5 курса, полная военно-специальная подготовка | ||||
Военно-политическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание
Воинское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Экономическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание |
Дисциплины профессионального цикла с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); виды производственной практики (преддипломной, научно-исследовательской работы), войсковая (флотская) стажировка с учетом профиля военно-учебного заведения и военной специальности (специализации); государственная итоговая аттестация выпускников |
развитие государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу; развитие навыков профессионального поведения как нормы личной примерности будущего офицера - военного специалиста и руководителя; развитие военно-политической компетентности в работе с личным составом; формирование потребности в повышении профессионализма при выполнении служебных обязанностей и др. - |
- |
|
Для слушателей 1-2 курсов, высшая военная оперативно-тактическая подготовка | ||||
Военно-политическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание
Воинское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Правовое воспитание
Эстетическое воспитание
Экономическое воспитание
Физическое воспитание
Экологическое воспитание |
Дисциплины (модули) обязательной и вариативной части ОПОП по направлению подготовки магистратуры с учетом профиля военно-учебного заведения; виды практики, войсковая (флотская) стажировка; государственная итоговая аттестация выпускников |
Развитие навыков профессионального поведения офицера как военного специалиста и руководителя; развитие профессионально важных личностных качеств дисциплинированности, ответственности, личной примерности при выполнении задач в различных условиях обстановки; развитие общего и профессионального кругозора; повышение личной военно-политической компетентности в профессиональной деятельности; развитие и поддержание личной готовности к организации и проведению в соединении, воинской части военно-политической работы с различными категориями личного состава, к воспитанию у подчиненных государственно-патриотического сознания, верности Родине, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации; поддержание на необходимом уровне морально-политической готовности личного состава соединения, воинской части к защите Отечества с оружием в руках, к выполнению воинского и конституционного долга; |
- |
-------------------------------------------
*(1) Достижения воспитательных результатов должностными лицами, профессорско-преподавательским составом военно-учебных заведений при освоении обучающимися основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) по направлениям и специальностям подготовки среднего профессионального и высшего образования оцениваются по совокупности сформированности у обучающихся личностных компетенций независимым экспертным сообществом (группой, комиссией) из числа лучших начальников курсов, лучших преподавателей-наставников, должностных лиц и руководящего состава военно-учебного заведения по стобальной критериальной шкале (от 0 до 100 баллов):
за год обучения |
при завершении освоения ОПОП |
||
планируемый воспитательный результат |
фактический воспитательный результат |
планируемый воспитательный результат |
фактический воспитательный результат |
(80-100 баллов) |
(80-100/50-80/0-50 баллов) |
(80-100 баллов) |
(80-100/50-80/0-50 баллов) |
экспертная оценка |
экспертная оценка |
экспертная оценка |
экспертная оценка |
способен |
способен/в основном способен/не способен |
способен |
способен/в основном способен/не способен |
______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.