Проект Приказа Министра обороны России "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 515 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации""
(подготовлен Минобороны России 13.10.2021 г.)
Внести изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 515 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно- морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации".
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
С.Шойгу |
Приложение
к приказу Министра обороны Российской Федерации
от "___" _____ 2021 г. N_____ " N" " N
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 515 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации"
1. 1. Наименование проекта приказа после слов "_(морской кадетский)" дополнить словами ", казачий кадетский" и далее по тексту.
2. В разделе I. "Организация и осуществление образовательной деятельности" (приложение N 1 к приказу):
1) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"Общеобразовательная программа в училище представляет собой комплекс основных характеристик основного общего и среднего общего образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана; календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов оценочных и методических материалов, рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Общеобразовательные программы разрабатываются училищем в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования с учетом примерных основных общеобразовательных программ.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются училищем в соответствии с требованиями к минимуму содержания рабочих программ воспитания обучающихся и планированию воспитательной работы в училищах (приложение N 3 к настоящему приказу) на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы, рекомендованных Минпросвещения России.
Профессиональная образовательная организация со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" разрабатывает образовательные программы среднего профессионального образования на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой обучающимся специальности среднего профессионального образования и примерных основных образовательных программ.
Образовательной программой училища предусматривается освоение учебного предмета "Основы военной подготовки" (в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "нахимовское военно-морское училище", "морской кадетский военный корпус" - "Основы военно-морской подготовки").".
2) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"Воспитание обучающихся училища является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности училища, направленным на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социоккультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитание обучающихся в училище включает в себя целенаправленный и творчески организованный процесс взаимодействия должностных лиц, педагогического состава и обучающихся, направленный на формирование личности обучающихся в организуемом педагогами социокультурном, ценностно-смысловом и деятельностном воспитательном пространстве.
Главной целью воспитания обучающихся в училище является становление их личности, формирование у них нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, в семье, успешной самореализации в воинской и иных видах профессиональной деятельности.
Основные задачи воспитания обучающихся в училище:
формирование у обучающихся:
высоких духовно-нравственных убеждений, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению избранной профессией, любви к военной и иным видам государственной службы;
уважительного отношения к традициям и культуре народов и народностей Российской Федерации;
правовой культуры, готовности к безусловному выполнению требований законов, уставов и приказов командиров (начальников);
чувства гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации;
общей культуры и нравственной чистоты, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
развитие у обучающихся деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
привитие обучающимся необходимых навыков и умений при выполнении ими мужских (женских) социальных ролей в обществе, семье и избранной профессии.
Основными видами воспитания обучающихся училища являются: государственно-патриотическое, воинское, духовно-нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, экологическое, физическое, воспитание культуры мужского (женского) социального поведения.
Воспитание обучающихся училища реализуется в практической воспитательной работе, организуемой должностными лицами и педагогическим составом общеобразовательных учреждений Министерства обороны в едином контексте с решением задач начальной военной и общегражданской подготовки.
Воспитательная работа в училище представляет собой комплекс воспитательных мероприятий, направленных на решение задач по видам и направлениям воспитания обучающихся училища, планируемых и применяемых для достижения ближних (за учебный год) и отдаленных (за весь период обучения) воспитательных результатов в ходе освоения обучающимися учебных предметов, во внеучебное время с учетом специфики жизнедеятельности училища.
Практическая воспитательная работа в училище предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания, осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.
Порядок организации и осуществления воспитания обучающихся училища в ходе освоения ими основных и дополнительных образовательных программ, порядок реализации практической воспитательной работы в училище, в том числе оценки достижения обучающимися воспитательных результатов, устанавливается отдельным нормативным правовым актом заместителя Министра обороны Российской Федерации - начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации.".
Приложение N 3
к приказу Министра обороны Российской Федерации
от "___" ________ 2021 г. N ____
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЛАНИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧИЛИЩЕ
(по видам воспитания и уровням освоения обучающимися училища основных общеобразовательных программ)
I. Для обучающихся 5-9 классов
(уровень общего образования - основное среднее)
1. Государственно-патриотическое воспитание.
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способной активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленной к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства.
Задачи: формирование активной гражданской позиции личности обучающихся, позволяющей им эффективно самореализовываться на военном и гражданском поприще в различных условиях обстановки; создание благоприятных условий для формирования и развития социально значимых отношений обучающихся и прежде всего ценностных отношений к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине как к месту, которое завещано прошлыми поколениями и которое нужно защищать и оберегать.
2. Воинское воспитание.
Цель: формирование и развитие у обучающихся устойчивого интереса к военной профессии.
Задачи: приобщение обучающихся училища к суворовским (кадетским) традициям; сохранение преемственности поколений через сплочение ученических коллективов в ходе строевой подготовки и освоения основ военной подготовки, через соблюдение строгого уставного порядка в жизнедеятельности училища, участие обучающихся в торжественных ритуалах и церемониях военно-профессиональной направленности; ранняя профессиональная ориентация обучающихся на продолжение военного образования и дальнейшее выполнение должностных обязанностей военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц и педагогического состава в организации распорядка дня, всей жизнедеятельности училища.
3. Духовно-нравственное воспитание
Цель: формирование и развитие у обучающихся училища высокой нравственной позиции, убеждений, моральных принципов и норм поведения, ценностных ориентаций, необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Задачи: приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям, истокам национальной культуры русского народа, народов и народностей Российской Федерации.
4. Правовое воспитание
Цель: формирование у обучающихся основ общей правовой культуры, правового сознания и законопослушного поведения.
Задачи: привитие обучающимся навыков неукоснительного выполнения закона, устава училища и соблюдения дисциплины в учебной и иных видах деятельности училища; поддержание на необходимом уровне межличностных отношений в училище, в семье и обществе, профилактика отклоняющегося поведения.
5. Эстетическое воспитание
Цель: формирование и развитие эстетических вкусов и идеалов личности обучающихся на примере лучших отечественных и зарубежных произведений искусства и культуры.
Задачи: привитие эстетического отношения к военной форме одежды, воинским ритуалам и церемониям; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил Российской Федерации, творчеством военных художников, композиторов, писателей и поэтов.
6. Экономическое воспитание
Цель: формирование у обучающихся училища знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, стиля мышления, соответствующих принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики.
Задачи: формирование и развитие у обучающихся личностных качеств бережливого и ответственного отношения к денежным средствам, личным вещам, форме одежды, имуществу, учебным принадлежностям и другое.
7. Физическое воспитание
Цель: формирование и развитие у обучающихся училищ физической выносливости, стойкости, необходимых при выполнении обязанностей военной и иных видов государственной службы.
Задачи: воспитание культуры здорового образа жизни, устойчивого негативного отношения к факторам риска причинения ущерба личному здоровью и здоровью своих товарищей; профилактика вредных привычек, привитие навыков личной гигиены.
8. Экологическое воспитание
Цель: формирование и развитие у обучающихся экологического сознания, общей экологической культуры природопользования, культуры отношения к природе как уникальному национальному достоянию и высокой нравственной ценности России.
Задачи: воспитание у обучающихся училища чувства ответственности за сохранение окружающей среды, поддержание чистоты и порядка в учебных и спальных помещениях, на территории училища.
9. Воспитание культуры мужского (женского) социального поведения
Цель: формирование у обучающихся училища необходимых личностных качеств мужского (женского) социального поведения.
Задачи: привитие навыков выполнения мужских (женских) социальных ролей в обществе, семье и профессиональной деятельности, направленных на формирование традиционных для российской цивилизационной культуры норм социального поведения мальчика-юноши-мужчины как лидера, сильного духом и телом защитника Отечества, своей семьи, высокообразованного военного профессионала, способного принимать выверенные ответственные решения, и социального поведения девочки-девушки-женщины как скромной, заботливой любящей матери, супруги, рачительной хозяйки, ответственной, дисциплинированной, высокообразованной, состоявшейся в профессиональной сфере личности; организация всей жизнедеятельности училища, быта обучающихся с учетом специфики мужской (женской) социальной ориентации.
II. Для обучающихся 10-11 классов
(уровень общего образования - среднее общее)
1. Государственно-патриотическое воспитание
Цель: развитие у обучающихся необходимых личностных качеств воина-государственника, патриота своего Отечества, обладающего чувством долга, чести, гордости за принадлежность к российским Вооруженным Силам, чувством исторической сопричастности к событиям древности и современности.
Задачи: формирование политически зрелых, устойчивых убеждений и взглядов, направленных на достижение намеченных целей и результатов.
2. Воинское воспитание
Цель: поддержание высокой мотивации к выбору военной профессии, военного вуза и специальности подготовки.
Задачи: формирование у обучающихся училища знаний, умений и навыков, необходимых в ходе освоения предмета "Начальная военная подготовка", положительного образа офицера Вооруженных Сил России; развитие интереса к военной специальности, ценностных отношений к исторической памяти, получение первых навыков военной профессии.
3. Духовно-нравственное воспитание
Цель: становление и развитие обучающихся училища как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных, компетентных граждан России.
Задачи: обеспечение системного подхода к созданию условий для организации нравственно-значимой деятельности обучающихся; формирования у них моральных принципов и норм поведения, веры, благородства, ответственности, крепости духа и милосердия, предотвращение негативных действий и поступков, изучение общественного мнения и морально-психологического климата в ученических коллективах, взаимодействие с общественными организациями военно-патриотической направленности.
4. Правовое воспитание
Цель: развитие у обучающихся правовой культуры.
Задачи: привитие навыков законопослушного поведения, формирование ответственности, дисциплинированности, поддержание в ученических коллективах здорового морально-психологического климата и устойчивого неприятия негативных воздействий общей противоправной и, в первую очередь, экстремистской направленности.
5. Эстетическое воспитание
Цель: формирование эстетического отношения к будущей военной и иным видам государственной службы, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности.
Задачи: привитие эстетического отношения к форме одежды обучающихся училища и будущей военной форме одежды; повышение эстетического содержания ритуалов и церемоний училища, воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил Российской Федерации, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
6. Экономическое воспитание
Цель: формирование финансово-экономической грамотности обучающихся училища.
Задачи: привитие навыков моделирования экономического поведения обучающихся училища в быту и в профессиональной деятельности; развитие экономических представлений посредством реализации проектной деятельности; привлечение к общественному труду, требующему знаний в области трудового права и экономики.
7. Физическое воспитание
Цель: совершенствование физической подготовленности обучающихся к длительным нагрузкам при выполнении задач военной службы с учетом обстановки.
Задачи: создание условий для оптимального физического развития обучающихся, укрепления, сохранения здоровья; овладение обучающимися профессионально важными двигательными и силовыми умениями и навыками по видам спорта; поддержание у обучающихся высокой мотивации к занятиям физической культурой и спортом (по видам) для укрепления их выбора военной профессии.
8. Экологическое воспитание
Цель: формирование у обучающихся экологического сознания, общей экологической культуры природопользования, культуры отношения к природе как уникальному национальному достоянию и высокой нравственной ценности России.
Задачи: развитие у обучающихся потребности неукоснительно соблюдать нравственные принципы в процессе взаимоотношений с природой и при использовании природных ресурсов; создание условий для гармоничного социального развития обучающихся через совместную познавательную, образовательную и природоохранную деятельность; формирование у обучающихся бережного отношения к природе, приобщение их к уходу за животными и растениями, поддержанию чистоты и порядка в учебных, спальных помещениях, на закрепленной территории училища; воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды.
9. Воспитание культуры мужского (женского) социального поведения
Цель: формированию у обучающихся училища сознания высокого социального предназначения мужчины и женщины в семье, в обществе, в профессиональной деятельности.
Задачи: укрепление обучающихся в выборе традиционной российской цивилизационной культуры мужского (женского) социально-ролевого поведения с опорой на лучшие мужские черты будущего защитника Отечества и лучшие женские черты скромной, заботливой супруги, матери (в семье) и высокообразованного, ответственного специалиста в профессиональной деятельности на благо Родины.
III. Модули обязательной и вариативной (инвариантной) частей программы воспитания в структуре общеобразовательной программы предметной подготовки обучающихся училища
Модуль "Школьный урок" (Дисциплины обязательной и вариативной (инвариантной) частей общеобразовательной предметной подготовки).
Модуль "Классное руководство": "Работа с ученическим коллективом"; "Индивидуальная работа с обучающимися"; "Работа с педагогическим сообществом училища"; "Работа с родителями (законными представителями) обучающихся".
Модуль "Работа с родителями (законными представителями) обучающихся": "Работа с родителями (законными представителями) обучающихся на групповом уровне"; "Работа с родителями (законными представителями) обучающихся на индивидуальном уровне".
Модуль "Самоуправление": "Самоуправление на общеучилищном уровне"; "Самоуправление на уровне учебного курса - классной параллели"; "Самоуправление на уровне учебного взвода - ученического класса"; "Самоуправление на индивидуальном уровне".
"Модуль "Военная профессионально-ориентационная работа": "Военная профессионально-ориентационная работа на общеучилищном уровне"; "Военная профессионально-ориентационная работа на уровне учебного курса - классной параллели"; "Военная профессионально-ориентационная работа на уровне учебного взвода - ученического класса"; "Военная профессионально-ориентационная работа на индивидуальном уровне".
Модуль "Внеурочная деятельность": реализация программ дополнительного образования по областям: "Техническое творчество" (авиа-судо-моделирование, робототехника, конструирование и др.); "Творчество в области естественных наук"; "Художественное творчество (мастерские (студии) живописи, скульптуры и архитектуры; студии музыки, вокала и хореографии)"; "Физическая культура и спорт (по видам спорта)"; "Военно-патриотическая работа (общеучилищные военно-исторические клубы, шефская работа с ветеранами войн, труда, волонтерское движение, общеучилищные мероприятия во взаимодействии с региональными центрами ВВПД "ЮНАРМИЯ", общественными организациями и движениями патриотической направленности)".
IV. Минимум содержания планирования практической воспитательной работы с обучающимися училища
Примерный перечень мероприятий планирования практической воспитательной работы с обучающимися училища:
мероприятия государственно-патриотического и воинского воспитания (торжественные ритуалы, уроки мужества, единые дни профессиональной ориентации по видам и родам войск Вооруженных Сил, тематические классные часы, государственно-правовое информирование обучающихся о Памятных датах и Днях воинской славы, смотры строя и песни, военно-исторические клубы, мероприятия с привлечением региональных центров ВВПД "ЮНАРМИЯ", общественных организаций и движений патриотической направленности и другое);
мероприятия по профилактике правонарушений и травматизма, правовому воспитанию (работа по сплочению вновь сформированных и уже существующих ученических коллективов на основе лучших суворовских (военных кадетских (морских кадетских) традиций, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся нового набора и добора (изучение личных дел, социального статуса, беседы с родителями (законными представителями), психологическое обследование обучающихся, взаимодействие с педагогами-психологами, методистами по социальной работе по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в ученическом коллективе, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития, взаимодействие с преподавателями (учителями) по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и ученических коллективов, привитие обучающимся навыков неукоснительного выполнения закона, устава училищ и соблюдения дисциплины в учебной и иных видах деятельности училищ;
поддержание на необходимом уровне межличностных отношений в училищах, в семье и обществе, профилактика отклоняющегося поведения, Дни правовых знаний, работа с ученическими коллективами по теме "Мои права и обязанности" и другое);
мероприятия духовно-нравственного и эстетического воспитания (работа с обучающимися в кружковых объединениях системы дополнительного образования, тематические смотры-конкурсы, киноклубы, клубы юных корреспондентов, военно-художественные салоны (мастерские), военно-музыкальные салоны (мастерские), салоны технического (естественнонаучного) творчества, шефская работа с ветеранами войн и труда, волонтерство, фестивали детского и юношеского творчества военно-патриотической направленности, работа по формированию духовной культуры во взаимодействии с представителями традиционных религиозных конфессий, работа по приобщению обучающихся к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям, истокам национальной культуры русского народа, народов и народностей Российской Федерации досуговые и спортивные соревнования по распорядку выходного дня;
мероприятия экономического, экологического и физического воспитания; мероприятия воспитания культуры мужского (женского) социального поведения и другое*(1)*.
-------------------------------------------
*(1) Достижения должностными лицами, педагогическим составом училища воспитательных результатов при освоении обучающимися основных общеобразовательных программ по предметной подготовке (далее - ООП) оцениваются независимым экспертным сообществом (группой, комиссией) из числа лучших воспитателей, лучших старших воспитателей, лучших учителей предметной подготовки, лучших классных руководителей по критериальной шкале от 0 до 100 баллов:
за год обучения:
планируемый воспитательный результат(80-100 баллов), экспертная оценка - "способен";
фактический воспитательный результат(80-100/50-80/0-50 баллов), экспертная оценка- "способен/в основном способен/не способен";
при завершении освоения ООП:
планируемый воспитательный результат (80-100 баллов), экспертная оценка - "способен";
фактический воспитательный результат (80-100 / 50-80 / 0-50 баллов), экспертная оценка - "способен/в основном способен/не способен".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.