Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей""
(подготовлен МВД России 13.10.2021 г.)
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 27 августа 2021 г. N ТГ-П8-11689.
Законопроект направлен на регулирование правоотношений в сфере регистрационного учета, в части установления особенности регистрации по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению, но не обеспеченных жилыми помещениями (далее - дети-сироты), вследствие чего не имеющих регистрации по месту жительства, в части регистрации их по месту жительства по адресу администрации муниципального образования, на территории которого находится место жительства таких лиц
Подготовка проекта федерального закона обусловлена необходимостью получения указанными лицами предоставляемых по территориальному принципу мер социальной поддержки.
В этой связи необходимо отметить, что в ходе анализа практики рассмотрения обращений граждан, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации выявлена проблема отсутствия регистрации по месту жительства у большого числа лиц из числа детей-сирот.
В настоящее время в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения на 1 января 2021 года 283,6 тыс. детей-сирот состоят на учете на получение жилого помещения, из них 192,7 тыс. человек, у которых это право наступило, но не реализовано. По сравнению с 2020 годом численность указанной категории лиц, состоящих на жилищном учете, увеличилась на 2,2%, а численность лиц, не реализовавших свое право на жилище (от 18 лет и старше) - на 6%.
Вместе с тем несвоевременное предоставление жилого помещения и, как следствие, невозможность получить регистрацию по месту жительства, а в худшем случае - и по месту пребывания, обусловливают возникновение других проблем.
В частности, указанные лица в соответствии со статьей 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть привлечены к административной ответственности за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации. Также они не могут рассчитывать на получение гарантированных им и предоставляемых по территориальному принципу мер социальной поддержки в полном объеме.
В каждом случае требуется обращение суд с иском об установлении места жительства, несмотря на прямое указание в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая временный и целевой характер проблемы отсутствия у сирот регистрации по месту жительства, ограниченной периодом невыполнения государством обязанности по обеспечению сирот жильем и обусловленной необходимостью получения социальных услуг и гарантий, проект федерального закона предусматривает дополнение Федерального закона N 159-ФЗ положениями о праве детей-сирот быть поставленными на регистрационный учет по месту жительства по адресу администрации муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к порядку регистрации военнослужащих, прибывших на новое место военной службы, применен аналогичный подход. По просьбе военнослужащих до получения ими жилых помещений они регистрируются по месту жительства по адресам воинских частей.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.