Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "О внесении изменений в порядок согласования и утверждения программ выполнения научно-исследовательских работ и программ выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 542" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта: 02/08/09-21/00120091 (далее - официальный сайт).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 8 по 28 сентября 2021 года. Замечания и предложения в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета не поступали.
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
По информации, представленной в сводном отчете, проект акта был подготовлен с целью совершенствования способа взаимодействия лиц, участвующих в процедурах согласования и утверждения программ выполнения научно-исследовательских работ и программ выполнения работ в области аквакультуры (далее - программы), а также устранения ряда юридико-технических замечаний.
В качестве проблемы разработчиком в разделе 3 сводного отчета указывается на отсутствие возможности предоставления программы посредством электронной связи, а также наличия в действующем Порядке согласования и утверждения программ выполнения научно-исследовательских работ и программ выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденном приказом Минсельхоза России от 14 сентября 2020 г. N 542 (далее соответственно - Порядок, программа), требования о предоставлении от каждого филиала рыбоводного хозяйства отдельной программы по рыбоводству. Кроме того, по мнению разработчика, короткий срок, отведенный территориальным управлениям Росрыболовства на рассмотрение программ, препятствует их тщательному анализу.
В связи с вышеуказанным проектом акта предлагается дополнить Порядок возможностью направления на согласование и утверждение программ посредством электронной связи (что позволит ускорить взаимодействие между рыбоводными хозяйствами, Росрыболовством (его территориальными управлениями) и федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ФГБНУ "ВНИРО) (его филиалами), и при этом увеличить срок рассмотрения программы территориальными управлениями Росрыболовства (с учетом полученного заключения ФГБНУ "ВНИРО") с 5 до 20 рабочих дней для проведения "тщательного анализа".
Принимая во внимание проектируемые изменения Порядка, достижение изначально заявленной цели разработки проекта акта (раздел 5 сводного отчета) в части ускорения процесса согласования и утверждения вышеуказанных программ представляется спорным.
При этом в сводном отчете не приведено достаточного обоснования проектируемого срока рассмотрения программы.
Кроме того, в разделе 11 сводного отчета разработчиком не проведена оценка затрат организаций в связи с увеличением сроков рассмотрения программ.
Обращаем внимание, что обязательные требования в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Кроме того, согласно части 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
В данной связи сообщаем о необходимости соблюдения положений статьи 3 Закона N 247-ФЗ.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии проекта акта Закону N 247-ФЗ;
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.