Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Порядка взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и Порядка принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.10.2021 г.)
В соответствии с частью 9 статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее соответственно - Федеральный закон N 412-ФЗ, Порядок взаимодействия) (приложение N 1);
Порядок принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации (приложение N 2).
2. Федеральной службе по аккредитации в течение десяти дней со дня включения работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением, в перечень направлений указанных работ в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, размещать на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о начале реализации схем аккредитации лиц, указанных в части 1 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ.
3. Установить, что лица, указанные в части 1 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, аккредитованные в национальной системе аккредитации на дату вступления в силу настоящего приказа, схема аккредитации в отношении осуществляемой деятельности которых включена в перечень направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, проходят процедуры подтверждения компетентности, расширения области аккредитации, сокращения области аккредитации, прекращения действия аккредитации в соответствии с требованиями Порядка взаимодействия в форме оценки соответствия требованиям документов по соответствующей их деятельности схеме аккредитации.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
М.Г. Решетников |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "__" _____________ 2021 г. N ____
ПОРЯДОК
взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает направления и процедуру взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения (далее - подведомственное учреждение) при осуществлении аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2021, N 24, ст. 4194) (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
Подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2020 г., регистрационный N 60907)*(1) (далее - требования документов, Критерии аккредитации соответственно), служащее официальным признанием их компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
2. Национальный орган по аккредитации и подведомственное учреждение при осуществлении аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ взаимодействуют по следующим направлениям:
а) формирование и актуализация перечня направлений работ по оценке соответствия заявителей, включая описание сфер деятельности и документов, устанавливающих требования, на соответствие которым подается заявление об аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ (далее - Перечень направлений);
б) разработка схем аккредитации в сферах деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, и принятие их национальным органом по аккредитации (далее - схема аккредитации);
в) участие в работе комиссии подведомственного учреждения при осуществлении оценки компетентности работников подведомственного учреждения и привлекаемых им лиц, участвующих в оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, периодической или внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица (далее - оценщики);
г) осуществление процедур взаимодействия в случае возвращения национальным органом по аккредитации в соответствии с Порядком принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (далее - Порядок принятия решений), документов, подготовленных подведомственным учреждением.
В целях обеспечения выполнения требований межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 9 октября 2018 г. N 730-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта"*(2) (далее - ГОСТ ISO/IEC 17011-2018), при взаимодействии с национальным органом по аккредитации подведомственное учреждение выполняет работы в соответствии с требованиями документов системы менеджмента качества национального органа по аккредитации, в том числе в части обеспечения конфиденциальности, беспристрастности и компетентности.
3. В целях организации взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ национальный орган по аккредитации создает техническую комиссию по вопросам осуществления процедур аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ и в целях принятия решений в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ (далее - техническая комиссия).
Положение о технической комиссии, а также ее состав утверждается приказом национального органа по аккредитации.
II. Организация взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного ему учреждения
4. Взаимодействие национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, осуществляется в следующем порядке.
4.1. Подведомственное учреждение в целях формирования и актуализации Перечня направлений и схем аккредитации разрабатывает проекты документов, предложения по внесению изменений и представляет соответствующие документы в соответствующее структурное подразделение национального органа по аккредитации (далее - структурное подразделение).
4.2. Структурное подразделение осуществляет рассмотрение документов, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Порядка, в срок, не превышающий тридцать календарных дней.
4.3. По результатам рассмотрения структурным подразделением документов, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 настоящего Порядка, национальный орган по аккредитации утверждает проекты документов либо направляет их на доработку в подведомственное учреждение.
4.4. Сформированный или актуализированный Перечень направлений размещается на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.5. Подведомственное учреждение обеспечивает подготовку к реализации схем аккредитации согласно Перечню направлений и представляет в структурное подразделение отчет о готовности подведомственного учреждения к реализации схем аккредитации, включающий информацию о дате начала приема подведомственным учреждением заявок на выполнение работ по оценке соответствия заявителей по соответствующим схемам аккредитации.
4.6. Подведомственное учреждение разрабатывает политики и процедуры, необходимые для подготовки, проведения обучения, первичной оценки, уполномочивания и постоянного мониторинга компетентности и эффективной работы оценщиков, и направляет их для рассмотрения в структурное подразделение.
5. Взаимодействие национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросу, указанному в подпункте "в" пункта 2 настоящего Порядка, осуществляется в следующем порядке.
5.1. Подведомственное учреждение по согласованию с национальным органом по аккредитации утверждает Положение об оценке компетентности персонала, участвующего в оценке заявителей, аккредитованных лиц по добровольному подтверждению соответствия, в том числе первичной оценки персонала.
5.2. Подведомственное учреждение в целях осуществления постоянного мониторинга компетентности и эффективной работы оценщиков ведет и поддерживает в актуальном состоянии записи об оценщиках и обеспечивает доступ к таким сведениям сотрудникам национального органа по аккредитации.
6. Взаимодействие национального органа по аккредитации и подведомственного учреждения по вопросу, указанному в подпункте "г" пункта 2 настоящего Порядка, осуществляется в случае несогласия структурного подразделения с документами, подготовленными подведомственным учреждением по результатам проведения оценки соответствия требованиям документов, на соответствие которым подавалось заявление об аккредитации, в том числе с заключением об оценке устранения выявленных несоответствий, а также на основании представления о подтверждении компетентности, о приостановлении действия аккредитации, о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, об отказе в расширении области аккредитации.
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от "__" _____________ 2021 г. N ____
ПОРЯДОК
принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации
I. Общие положения
5. Настоящий Порядок устанавливает правила принятия национальным органом по аккредитации решений об аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации при осуществлении аккредитации в отдельных сферах деятельности в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2021, N 24, ст. 4194) (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
II. Порядок принятия решения об аккредитации, об отказе в аккредитации
6. Решение об аккредитации принимается национальным органом по аккредитации по результатам рассмотрения заключения об оценке соответствия заявителя требованиям документов, на соответствие которым подается заявление на аккредитацию, выданного подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением(далее соответственно - подведомственное учреждение, Заключение об оценке соответствия), представленного заявителем вместе с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации, поданного на основании положений статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ.
7. Национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления об аккредитации. Копия приказа об аккредитации или об отказе в аккредитации направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалицированной электронной подписью уполномоченного лица.
8. В течение трех рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации сведения об аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц с присвоением аккредитованному лицу соответствующего уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
9. Лицо, уполномоченное на принятие решения об аккредитации, в случае несогласия с выводами, содержащимися в Заключении об оценке соответствия, принимает решение о возвращении Заключения об оценке соответствия для повторного рассмотрения технической комиссией по вопросам осуществления процедур аккредитации в соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ и в целях принятия решений в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона N 412-ФЗ (далее - техническая комиссия) и проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Порядком взаимодействия национального органа по аккредитации и подведомственного национальному органу по аккредитации федерального государственного учреждения при осуществлении аккредитации в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (далее - Порядок взаимодействия).
10. Решение об аккредитации принимается по результатам поступления в национальный орган по аккредитации доработанного подведомственным учреждением Заключения об оценке соответствия или пояснений технической комиссии в течение пяти рабочих дней с даты поступления одного из указанных документов.
11. Национальный орган по аккредитации возвращает заявление об аккредитации заявителю без рассмотрения в следующих случаях:
а) если к указанному заявлению не приложено Заключение об оценке соответствия;
б) к осуществлению аккредитации заявителя не могут быть применены положения статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ.
12. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации в случае:
а) наличия оснований, установленных пунктами 8, 10, 11 части 4 статьи 18 Федерального закона N 412-ФЗ;
б) поступления заявления об аккредитации в национальный орган по аккредитации в срок, превышающий тридцать календарных дней с даты утверждения подведомственным учреждением Заключения об оценке соответствия.
III. Порядок принятия решения о подтверждении компетентности, о приостановлении действия аккредитации, о возобновлении действия аккредитации
13. Решение о подтверждении компетентности или о приостановлении действия аккредитации принимается национальным органом по аккредитации по на основании рассмотрения представления по результатам проведения периодической и (или) внеплановой оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление на аккредитацию (далее - Представление), представленного аккредитованным лицом вместе с заявлением о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
14. Национальный орган по аккредитации принимает решение о подтверждении компетентности или о приостановлении действия аккредитации в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица. Копия приказа о подтверждении компетентности или о приостановлении действия аккредитации направляется аккредитованному лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица. В случае принятия национальным органом по аккредитации решения о приостановлении действия аккредитации аккредитованному лицу или его представителю направляется копия приказа о приостановлении действия аккредитации с уведомлением, содержащим перечень выявленных несоответствий требованиям документов, а также сроки устранения аккредитованным лицом таких несоответствий.
15. В течение трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении действия аккредитации сведения о приостановлении действия аккредитации аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц.
16. В случае несогласия с выводами, содержащимися в Представлении, лицо, уполномоченное на принятие решения о подтверждении компетентности, о приостановлении действия аккредитации, принимает решение о возвращении Представления для повторного рассмотрения технической комиссией и проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Порядком взаимодействия.
17. Решение о подтверждении компетентности или о приостановлении действия аккредитации принимается по результатам поступления в национальный орган по аккредитации доработанного подведомственным учреждением Представления или пояснений технической комиссии в течение пяти рабочих дней с даты поступления одного из указанных документов.
18. Национальный орган по аккредитации возвращает без рассмотрения заявление о подтверждении компетентности аккредитованного лица заявителю в случае, если к указанному заявлению не приложено Представление.
19. Действие аккредитации аккредитованного лица во всей области аккредитации может быть приостановлено в случаях:
1) уклонения аккредитованного лица от выполнения условий договора на оценку соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации;
2) уклонения аккредитованного лица от выполнения условий дополнительного соглашения к договору на оценку соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации;
3) расторжения соглашения между подведомственным учреждением и лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, предусмотренное частью 4 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ.
20. Действие аккредитации аккредитованного лица приостанавливается во всей области аккредитации или части области аккредитации по результатам рассмотрения национальным органом по аккредитации Представления, содержащего перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации.
21. Действие аккредитации аккредитованного лица приостанавливается до дня принятия национальным органом по аккредитации решения о возобновлении действия аккредитации аккредитованного лица либо о прекращении действия аккредитации.
22. Решение о возобновлении действия аккредитации аккредитованного лица принимается по результатам рассмотрения представленного подведомственным учреждением заключения об оценке устранения аккредитованным лицом выявленных несоответствий требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, подготовленного группой оценщиков и содержащего выводы об устранении аккредитованным лицом выявленных несоответствий требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации (далее - Заключение об оценке устранения).
23. В случае несогласия с выводами, содержащимися в Заключении об оценке устранения, лицо, уполномоченное на принятие решения о возобновлении действия аккредитации, принимает решение о возвращении Заключения об оценке устранения для повторного рассмотрения технической комиссией и проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Порядком взаимодействия.
24. Решение о возобновлении действия аккредитации принимается по результатам поступления в национальный орган по аккредитации доработанного подведомственным учреждением Заключения об оценке устранения или пояснений технической комиссии в течение пяти рабочих дней с даты поступления одного из указанных документов.
IV. Порядок принятия решений о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, об отказе в расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации
25. Решение о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации или об отказе в расширении области аккредитации, принимается национальным органом по аккредитации по результатам рассмотрения Представления, направленного аккредитованным лицом вместе с заявлением о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации.
26. Национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации или об отказе в расширении области аккредитации, в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления. Копия приказа о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации или об отказе в расширении области аккредитации, направляется аккредитованному лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.
27. Национальный орган по аккредитации в течение трех рабочих дней после принятия решения о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц.
28. В случае несогласия с выводами, содержащимися в представлении, лицо, уполномоченное на принятие решения о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, об отказе в расширении области аккредитации, принимает решение о возвращении Представления для повторного рассмотрения технической комиссией и проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Порядком взаимодействия.
29. Решение о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации или об отказе в расширении области аккредитации, принимается по результатам поступления в национальный орган по аккредитации доработанного подведомственным учреждением Представления или пояснений технической комиссии в течение пяти рабочих дней с даты поступления одного из указанных документов.
30. Национальный орган по аккредитации возвращает без рассмотрения заявления о прекращении действия аккредитации, расширении области аккредитации, его подавшему, в случае, если к указанному заявлению не приложено Представление.
31. Национальный орган по аккредитации принимает решение об отказе в расширении области аккредитации в случае:
а) наличия оснований, установленных пунктами 9, 11 части 4 статьи 18 Федерального закона N 412-ФЗ;
б) если к расширению области аккредитации аккредитованного лица не могут быть применены положения статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ;
в) поступления заявления о расширении области аккредитации в национальный орган по аккредитации в срок, превышающий тридцать календарных дней с даты утверждения подведомственным учреждением Представления.
32. Действие аккредитации аккредитованного лица прекращается в случаях:
1) предусмотренных пунктами 1 - 4, 6, 9 - 11 части 1 статьи 22 Федерального закона N 412-ФЗ;
2) неустранение или неполное устранение в установленный национальным органом по аккредитации срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия аккредитации;
3) незавершение прохождения аккредитованным лицом периодической оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в утвержденной национальным органом по аккредитации программе на цикл аккредитации;
4) расторжение соглашения между подведомственным учреждением и лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, предусмотренного частью 4 статьи 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ;
5) неустранение аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 6, 7 части 1 статьи 23 Федерального закона N 412-ФЗ, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц;
6) установление факта предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых национальным органом по аккредитации принято решение об аккредитации либо по результатам периодической оценки соответствия аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, принято решение о подтверждении компетентности аккредитованного лица, в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона N 412-ФЗ, в том числе факта, свидетельствующего о заведомо ложных и (или) недостоверных документах, подтверждающих соответствие аккредитованного лица требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации, а также о заведомо ложных и (или) недостоверных представленных группой оценщиков в отчете о проведении выездной оценки, отчете о проведении оценки, Заключении об оценке устранения.
33. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых национальным органом по аккредитации принято решение о прекращении действия аккредитации в соответствии подпунктами "в" - "е" настоящего пункта и пунктом 6 части 1 статьи 22 Федерального закона N 412-ФЗ, вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением об аккредитации не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.
34. Сокращение области аккредитации осуществляется по инициативе аккредитованного лица либо в случае неустранения в отношении части области аккредитации несоответствий, повлекших за собой приостановление действия аккредитации.
35. Аккредитованное лицо, в отношении которого национальным органом по аккредитации принято решение о сокращении области аккредитации в случае неустранения в отношении части области аккредитации несоответствий, повлекших за собой приостановление действия аккредитации, вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о расширении области аккредитации в целях получения аккредитации на область аккредитации, аналогичную той области, в отношении которой принято решение о сокращении, не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия такого решения.
36. Решения об отказе в аккредитации, о приостановлении действия аккредитации, прекращении действия аккредитации, отказе в расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации могут быть обжалованы в комиссию по апелляциям, созданную в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 412-ФЗ.
-------------------------------------------
*(1) С изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 30 декабря 2020 г. N 877 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62281).
*(2) М.: Стандартинформ, 2018.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.