Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрело указанное письмо Госкорпорации "Роскосмос" и прилагаемые к нему материалы по вопросу подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О дистанционном зондировании Земли из космоса" (далее - проект акта), разработанный Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Роскосмос, разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 3 по 17 июня 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/06-21/00116631).
Проект акта разработан во исполнение плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
С учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
1. Проект акта не соответствует статье 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях), поскольку не устанавливает срок вступления в силу.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об обязательных требованиях положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Разработчику необходимо привести проект акта в соответствие с Законом об обязательных требованиях.
2. Частью 2 статьи 22 проекта акта расширяется сфера деятельности, подлежащая лицензированию. Однако обоснования такого расширения разработчиком не приведено.
В соответствии с указанной нормой проекта акта деятельность юридических лиц в области дистанционного зондирования Земли из космоса подлежит лицензированию в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности", Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 298 "О лицензировании космической деятельности" установлено, что лицензированию подлежат услуги по приему и первичной обработке информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
Исходя из изложенного разработчику предлагается доработать проект акта или представить обоснование и данные о всех видах деятельности в области дистанционного зондирования Земли из космоса, которые планируется включить в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
3. Пунктом 2 части 1 статьи 3 проекта акта определение деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса не позволяет установить такую деятельность.
Так, деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса определена как любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по дистанционному зондированию Земли из космоса, включая применение (использование, эксплуатацию) космической техники, наземной космической инфраструктуры для решения задач дистанционного зондирования Земли из космоса, технологий и методов обработки данных, хранение и распространение данных различных видов и уровней обработки, создание стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов, оказание услуг с использованием данных и иных связанных с дистанционным зондированием Земли из космоса услуг, а также использование результатов этой деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области дистанционного зондирования земли из космоса.
Указанное определение и иные нормы проекта акта не конкретизируют виды деятельности (или услуг), связанные с непосредственным проведением работ по дистанционному зондированию Земли из космоса, данные различных видов и уровней обработки, а также иных связанных услуг.
Такое широкое определение позволяет установить разрешительный режим (лицензирование) в отношение неопределенного круга видов деятельности.
4. Проект акта не устанавливает гарантий прав организаций, осуществляющих дистанционное зондирование Земли из космоса и такие съемки с негосударственных космических аппаратов, то есть частных организаций.
Так, в качестве полномочий Госкорпорации "Роскосмос" установлено утверждение плана космических съемок, организация и координация работы по целевому применению (использованию, эксплуатации) космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и наземной космической инфраструктуры дистанционного зондирования Земли.
При этом проект акта не раскрывает порядок согласования и включения позиций частных организаций, имеющих космические аппараты дистанционного зондирование Земли из космоса, при разработке и утверждении плана космических съемок или устанавливающих обязательный учет их позиции. Также проект акта не содержит положений, согласно которым частные организации самостоятельно утверждают план своих космических съемок.
Не установлены такие гарантии, как ограничение полномочий Госкорпорации "Роскосмос" в части организации работы по целевому применению указанных космических аппаратов. В отношении частных организаций полномочия Госкорпорации "Роскосмос" должны включать координацию указанной деятельности, однако организация работы по целевому применению космических аппаратов представляется избыточной.
5. Часть 1 статьи 16 фактически дублирует пункт 6 части 1 статьи 6 проекта акта, что не корреспондирует Закону об обязательных требованиях.
Исходя из изложенного Минэкономразвития России считает целесообразным доработать проект акта.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии Закону об обязательных требованиях;
об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.