Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 02.11.2021 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 281; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3429, N 53, ст. 5026; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23. ст. 2174; 2006, N 31, ст. 3444; 2008, N 49, ст. 5732; 2010, N 50, ст. 6593; 2011, N 49, ст. 7016, N 50, ст. 73; 2012, N 50, ст. 6962) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Ставки таможенных пошлин, порядок их установления и срок вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, определяющих ставки таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются.";
2) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Акты Правительства Российской Федерации, издаваемые в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи, вступают в силу не ранее, чем по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если Правительством Российской Федерации в этих актах не определен иной срок вступления их в силу, либо если иное не установлено статьей 31 настоящего Закона.".
Статья 2
Внести в статью 6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 3 слова "за исключением следующих случаев:" заменить словами "за исключением иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, а также следующих случаев:";
2) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:
"4. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, издаваемые Правительством Российской Федерации на основании пункта 3 части 6 статьи 102 и статьи 102 1 настоящего Федерального закона, вступают в силу не ранее, чем по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если Правительством Российской Федерации в этих актах не определен иной срок вступления их в силу.
5. Иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, издаваемые Правительством Российской Федерации и устанавливающие ставки вывозных таможенных пошлин, а также перечень товаров, в отношении которых вывозные таможенные пошлины применяются, вступают в силу не ранее, чем по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если Правительством Российской Федерации в этих актах не определен иной срок вступления их в силу, либо если иное не установлено федеральными законами.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) предусматривает, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей Закона N 5003-1.
В частности особый порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин предусмотрен статьей 31 Закона N 5003-1 в отношении нефти и отдельных товаров, выработанных из нее.
При этом Закон N 5003-1 не предусматривает норм, определяющих сроки вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих ставки вывозных таможенных пошлин по иным товарам, облагаемым указанным видом таможенных платежей, а также определяющих перечень товаров (кроме нефти и отдельных товаров и выработанных из нее) в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины.
Данный пробел требует устранения в целях повышения эффективности применения мер таможенно-тарифного регулирования вывоза товаров, принимаемых, в том числе, в целях стабилизации ценовой ситуации на продовольственном и иных товарных рынках Российской Федерации.
В частности, в настоящее время акты Правительства Российской Федерации, определяющие ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых вывозные таможенные пошлины применяются, вступают в силу с отложенным сроком (по истечении тридцати и более дней после дня их официального опубликования), что связано с необходимостью соблюдения при введении их в действие требований Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
Так, часть 3 статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования (то есть указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Федеральным законом N 289-ФЗ) вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, определенных в пунктах 1 и 2 этой части.
Кроме того, пункт 3 части 6 статьи 102 и статья 1021 Федерального закона N 289-ФЗ предусматривает соответственно полномочия по определению случаев, при которых не применяется временное периодическое таможенное декларирование товаров, а также категории товаров, в отношении которых не применяются предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование.
Необходимо отметить, что применение вышеуказанных упрощенных порядков таможенного декларирования товаров, в числе прочих, позволяет переместить через таможенную границу Евразийского экономического союза товары с обходом мер таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся, в том числе, для целей стабилизации цен на внутреннем рынке Российской Федерации.
В частности, в ситуации, когда акт, устанавливающий ставки таможенных пошлин уже опубликован, но еще не введен в действие, применение, например, периодического таможенного декларирования позволяет подать декларацию на товары еще до вступления таких ставок таможенных пошлин в силу, "фиксируя" для таможенных правоотношений данный момент времени в отношении намеченных к последующему вывозу товаров.
Вследствие этого, с учетом пункта 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, товары вывозятся без уплаты таможенных пошлин, даже если на дату фактического вывоза ставки таких таможенных пошлин уже вступили в силу.
В целях противодействия указанным негативным явлениям могут быть изданы постановления Правительства Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 102 и статьей 1021 Федерального закона N 289-ФЗ в виде запрета на применение в отношении отдельных категорий товаров временного периодического таможенного декларирования, неполного таможенного декларирования и периодического таможенного декларирования.
Однако в силу части 3 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ такие запреты будут вступать в силу также с "отлагательным" сроком в тридцать дней, что исключает их применение в более оперативном режиме в целях противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей.
В связи с вышезложенным, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусматривает установление сокращенных сроков вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, определяющих ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых вывозные таможенные пошлины применяются, а также актов Правительства Российской Федерации, касающихся запрета применения упрощенных порядков таможенного декларирования товаров.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона не повлечет изменения расходной части федерального бюджета, и не окажет влияния на его доходную часть.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.