Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 31 Требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее соответственно - проект акта, проектируемые изменения), направленный Минпромторгом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с пунктом 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 14 декабря 2020 г. N ЮБ-П9-128пр и с учетом согласования Минэкономразвития России, Росстандартом, ФАС России предложений НТС "Светотехника" по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Требования).
Проектом акта предусматривается изменение обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ): в пункте 31 Требований исключается предусмотренная действующей редакцией указанного положения необходимость и возможность подтверждения соответствия осветительных устройств и электрических ламп Требованиям посредством протоколов испытаний аккредитованных лабораторий, а также уточняется неопределенное понятие "декларация производителя" с учетом положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В ходе рассмотрения проекта акта, а также прилагаемого к проекту акта сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) установлено, что проект акта был размещен с 30 августа по 17 сентября 2021 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/08-21/00119768). Согласно представленной сводке поступивших предложений по итогам общественного обсуждения предложений не поступило.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил с 1 по 8 октября 2021 года были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующего замечания к проекту акта.
1. Раздел 10 сводного отчета содержит вывод об упрощении и улучшении с позиции эффективности процедур, в рамках которых реализуются предусмотренные Требованиями обязанности субъектов регулирования, и снижении расходов производителей при декларировании соответствия выпускаемой в обращение продукции.
Исполнение обязанности, предусмотренной Требованиями и изменяемой проектируемым регулированием, как в действующей редакции пункта 31 Требований, так и в проектируемой безусловно предполагающих наличие расходов (издержек) у лиц, изготавливающих, выпускающих в обращение и использующих по назначению осветительные устройства и электрические лампы.
Однако разработчиком фактически не произведена оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов участников отношений в рамках проектируемого регулирования*(1), предусмотренная пунктом 11 формы сводного отчета (разработчиком не приведено описание и оценка видов расходов (доходов), не указаны источники данных для проведения соответствующей оценки).
Таким образом, представленные разработчиком сведения не содержат достаточных данных, позволяющих согласиться с его позицией, что предлагаемые им изменения проектируются в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и приводят к обозначенному результату, поскольку представленная разработчиком информация таких расчетов и экономического обоснования не содержит.
В связи с изложенным разработчику в целях надлежащего обоснования проектируемого регулирования необходимо дополнить сводный отчет сведениями об анализе расходов и доходов участников регулирования, в том числе о сравнительном в части действующего и проектируемого регулирования.
Такой анализ в том числе следует осуществлять с учетом сведений о количестве выпускаемой в обращение продукции, в том числе импортируемой, проводимых испытаниях и их стоимости, количестве выданных документов об оценке (подтверждении) соответствия, протоколов исследований (испытаний), количестве и содержании мероприятий по оценке соблюдения обязательных требований (в том числе с рамках государственного контроля (надзора), соотнесение соответствующих затрат по субъектному составу лиц, у которых возникает соответствующая обязанность, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иным необходимых верифицируемых данных, позволяющих прийти к выводу об обоснованности вывода разработчика.
1.1. Кроме того, отмечаем, что проектируемое изменение Требований основано на использовании формулировки "декларация соответствия производителя", правовая дефиниция которой в системе законодательства о техническом регулировании Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и Российской Федерации отсутствует, равно как и отсутствуют требования к ее принятию и ответственность за нарушение.
Нормативные правовые акты в указанной сфере регулируемых отношений включают и используют термин "декларация о соответствии" (документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов*(2)).
Обозначенное обстоятельство создает риск несоблюдения принципов законности, правовой определенности и системности при установлении (изменении) проектируемого обязательного требования, предусмотренных статьями 4, 5 и 7 Федерального закона N 247-ФЗ.
2. Поскольку в проекте акта содержится положение, изменяющее обязательное требование (при этом фактически уменьшая объем доступных возможностей для участников регулирования без какого-либо переходного периода),для формирования современной адекватной требованиям времени системы регулирования необходимо рассматривать проектируемое регулирование в том числе с учетом основ, заложенных в Федеральном законе N 247-ФЗ, вступившем в силу с 1 ноября 2020 г.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ в отношении положений нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, принимаемых (вводимых в действие) с 1 февраля 2021 года, предусмотрены особенности вступления в силу: положения указанных нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В связи с изложенным в целях соблюдения принципа правовой определенности и системности, а также снижения рисков нежелательных последствий для участников регулирования в проекте акта необходимо предусмотреть срок его вступления в силу, соответствующий части 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
3. Также отмечаем, что разработчиком не заполнены корректно иные пункты сводного отчета исходя из содержания и предполагаемого предмета регулирования проекта акта в соответствии с пунктом 15 Правил и Методикой в следующей части.
3.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком в разделе 13 сводного отчета производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования*(3). Для каждого выявленного риска разработчиком должна быть указана в том числе степень его контроля*(4).
С учетом предмета проекта акта информация об отсутствии рисков, приведенная в указанном разделе сводного отчета, представляется не в полной мере обоснованной.
Помимо информации о контроле риска несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования, разработчику необходимо привести информацию об оценке рисков решения проблемы предложенным способом регулирования, в том числе в отношении следующих видов рисков*(5):
- риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы;
- риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием;
- риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов;
- риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий;
- иные риски решения проблемы предложенным способом в случае их выявления.
3.2. Разработчиком в разделе 15 сводного отчета не приведены индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования, единицы измерения индикативных показателей и способы их расчета*(6). С учетом цели предполагаемого регулирования в данном разделе необходимо указать количественно измеримые показатели, характеризующие степень достижения целей регулирования (в противном случае неясно, каким образом будет установлен и подтвержден факт достижения целей предлагаемого регулирования).
3.3. Целесообразно указать в сводном отчете информацию о наличии протокола очного заседания членов рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в соответствующей сфере, если проект акта был рассмотрен на заседании таковой, и принятых по результатам рассмотрения решениях и мерах.
Учитывая вышеизложенное, на основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
С учетом изложенных в настоящем заключении замечаний Минэкономразвития России не может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта несоответствий Федеральному закону N 247-ФЗ и об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 3.13.1 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика).
*(2) В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
*(3) Пункт 3.15.1 Методики.
*(4) Пункт 3.15.4 Методики.
*(5) Пункты 3.15.2-3.15.4 Методики.
*(6) Пункт 3.17.1 Методики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.