Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 03.11.2021 г.)
Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления).
Проект постановления разработан в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 и статьей 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также в развитие пункта 2 раздела IV протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 23 августа 2021 г. N ВА-П11-54пр, в соответствии с которым Минпромторгу России поручено доработать критерии оценки (нормативы) обеспеченности населения ярмарками и рынками сельскохозяйственной продукции с учетом плотности расселения населения.
В настоящее время нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754" (далее - постановление N 291).
Постановлением N 291 предусмотрены:
нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов (далее - нормативы СТО);
норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения (далее - норматив ТОМЗ);
нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов (далее - нормативы НТО);
норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках (далее - норматив рынков).
Вместе с тем установление нормативов СТО в настоящее время представляется нецелесообразным в связи с активным развитием дистанционной торговли, что делает площадь стационарных торговых объектов нерелевантным критерием обеспечения населения услугами торговли.
Кроме того, нормативы СТО и нормативы ТОМЗ в настоящее время утратили свою актуальность в связи с тем, что региональные и местные органы власти не имеют прямых способов влияния на увеличение числа стационарных торговых объектов и торговых объектов местного значения.
В то же время критерий площади малых форматов торговли (нестационарных торговых объектов, включая мобильные торговые объекты, ярмарок и розничных рынков) продолжает сохранять свою актуальность и выполнять функцию ориентира развития торговой инфраструктуры "шаговой" доступности.
На основании изложенного нормативы СТО и нормативы ТОМЗ подлежат признанию утратившими силу.
Принимая во внимание, что расчет нормативов НТО и норматива рынков осуществляется на основании норматива СТО, а норматив СТО и нормативы ТОМЗ подлежат признанию утратившими силу, требуется утверждение новой методики расчета норматива НТО и норматива рынков.
Кроме того, следует учитывать, что в последние годы отмечается серьезное сокращение числа рынков в связи с установленными для их организации и функционирования избыточно строгими требованиями. Это привело к тому, что многие рынки сменили формат на ярмарки в связи с относительной простотой их организации.
Таким образом, норматив рынков целесообразно преобразовать в норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках (далее - норматив ЯР). При этом данный норматив может достигаться изменением как числа ярмарок, так и числа розничных рынков с их взаимозаменяемостью. Такой подход позволит стимулировать региональные и местные органы власти на создание наиболее подходящих условий для осуществления торговой деятельности населением, одновременно облегчая достижение соответствующего норматива.
Проект постановления предусматривает утверждение правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Правила), а также методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Методика).
Правилами предусмотрено, что в отношении каждого субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов устанавливаются следующие нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов:
норматив НТО, который предполагает в том числе учет торговых объектов, используемых для развозной торговли;
норматив ЯР.
Срок действия норматива НТО и норматива ЯР не должен превышать пяти лет, что обусловлено необходимостью актуализации соответствующих нормативов на конкретной территории с учетом меняющейся демографической ситуации.
В городах федерального значения норматив НТО и норматив ЯР устанавливаются в целом по городу федерального значения.
Кроме того, принимая во внимание природно-климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Правила предусматривают, что для данных территорий норматив НТО и норматив ЯР не устанавливаются, за исключением случаев принятия иного решения уполномоченными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Методика устанавливает математические формулы расчет норматива НТО и норматива ЯР.
Расчет норматива НТО осуществляется путем произведения среднегодовой численности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на коэффициент минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, поделенного на 10 000 человек.
В свою очередь, норматив ЯР представляет собой произведение среднегодовой численности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на коэффициент минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках, поделенного на 10 000 человек.
При расчете обоих нормативов используется среднегодовая численность населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования), что позволяет объективно оценить потребность населения в обеспечении объектами нестационарной торговли, регулярными ярмарками и розничными рынками.
Коэффициент минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов принимается равным 15 и представляет собой минимальное количество нестационарных торговых объектов, приходящихся на 10 000 человек на соответствующей территории.
Коэффициент минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках, принимается равным 1 и представляет собой минимальное количество мест проведения регулярных ярмарок и (или) розничных рынков, приходящихся на 10 000 человек на соответствующей территории.
При этом уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе изменять значения указанных коэффициентов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в большую сторону.
В связи со спецификой городов федерального значения для них могут устанавливаться иные значения указанных коэффициентов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Также следует отметить, что минимальное количество нестационарных торговых объектов, приходящихся на 10 000 человек на соответствующей территории, и минимальное количество ярмарок и (или) розничных рынков, приходящихся на 10 000 человек на соответствующей территории, определено путем расчета среднего арифметического количества нестационарных торговых объектов, включая торговые объекты, используемые для развозной торговли, рынков и ярмарок, соответственно, на основании данных о количестве данных объектов и численности населения в 2019 году (год, предшествовавший изменениям, вызванным пандемией).
В качестве примера можно отметить, что фактическая обеспеченность НТО для Российской Федерации составляет 14 нестационарных торговых объектов на 10 000 человек. Данный показатель рассчитан путем деления количества нестационарных торговых объектов (200 000) на численность населения Российской Федерации (146 171 015) и умножения на 10 000 человек.
В свою очередь, обеспеченность ЯР для Российской Федерации составляет 0,6 ярмарок и (или) розничных рынков на 10 000 человек. Данный показатель рассчитан путем деления количества ярмарок и розничных рынков (9 311) на численность населения Российской Федерации (146 171 015) и умножения на 10 000 человек.
С целью применения Правил и Методики проектом постановления закрепляется, что к регулярным ярмаркам относятся ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки.
Методика предусматривает, что норматив НТО и норматив ЯР округляются (по правилам математического округления) с точностью до целого числа.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию проекта постановления не потребуется.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.