Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 401(6) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 08.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2021 г. N 41-П (далее - Постановление N 41-П).
Постановлением N 41-П статья 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не ограничивает период с момента вступления в силу судебного акта о возмещении реабилитированному расходов на оплату юридической помощи, в течение которого может быть принято решение суда кассационной инстанции о пересмотре этого акта, влекущее поворот его исполнения и возврат присужденных реабилитированному сумм.
Федеральному законодателю предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. До вступления в силу изменений отсутствие в статье 401.6 УПК РФ указания на то, что недопустим пересмотр судом кассационной инстанции судебного акта о возмещении реабилитированному вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, влекущий поворот исполнения этого акта, не дает оснований осуществлять такой пересмотр за пределами года со дня вступления этого акта в законную силу.
Согласно статье 135 УПК РФ возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 401 УПК РФ.
Статья 401.6 УПК РФ в действующей редакции предусматривает, что пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, либо если были выявлены данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.
По данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по результатам пересмотра согласно статье 401.6 УПК РФ приговора, определения, постановления суда с поворотом к худшему судами кассационной инстанции в 2019 году вынесено 658 решений, в 2020 - 467, за первое полугодие 2021 года - 262.
Установленные данной статьей ограничения распространяются лишь на такие решения, которые определяют уголовно-правовой статус лица как виновного или невиновного в преступлении и подлежащего или не подлежащего уголовной ответственности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 5-П и от 7 марта 2017 г. N 5-П; определения от 26 ноября 2018 г. N 2863-О и от 26 февраля 2021 г. N 323-О).
Пересмотр в кассационном порядке постановления суда о возмещении причиненного реабилитированному вреда не затрагивает его уголовно-правового статуса, в связи с этим предусмотренный статьей 4016 УПК РФ запрет ухудшения положения на подобные случаи не распространяется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой статус реабилитированного обусловлен тем, что он претерпел неблагоприятные последствия государственной деятельности. Правила реабилитации должны быть направлены в том числе на то, чтобы в отношениях, проистекающих из состоявшегося уголовного преследования и реабилитации, минимизировать новые неблагоприятные последствия для реабилитированного лица, исходящие от осуществления органами публичной власти своих полномочий касательно его законных интересов. В связи с этим наличие разумных временных пределов для принятия судом кассационной инстанции решения, ухудшающего положение реабилитированного по сравнению с установленным решениями предшествующих инстанций, является, по сути, обязательным с конституционной точки зрения.
Соответствующая правовая позиция сформулирована в связи с жалобой, вызванной отменой в кассационном порядке постановления о возмещении сумм, выплаченных за оказание юридической помощи. Однако Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что учтены должны быть и другие издержки для прав и законных интересов реабилитированного в той мере, в какой эти интересы и права могут пострадать вследствие ограничения или принудительного возврата суммы присужденного ему возмещения. В связи с этим ограничение срока пересмотра в кассационном порядке необходимо распространить на все постановления о возмещении реабилитированному имущественного вреда.
Законопроектом предлагается установить в статье 401 6 УПК РФ недопустимость пересмотра судом кассационной инстанции постановления суда о возмещении реабилитированному имущественного вреда по основаниям, влекущим ухудшение положения реабилитируемого, в срок, превышающий один год со дня вступления этого акта в законную силу.
Названный срок определен в качестве возможного в Постановлении N 41-П, является достаточным для решения вопроса об обжаловании постановления и рассмотрения соответствующей жалобы судом.
Предлагаемое проектируемой нормой ограничение в силу части второй статьи 412.9 УПК РФ будет обязательным и при пересмотре постановления суда о возмещении реабилитированному имущественного вреда в порядке надзора, поскольку иное с учетом Постановления N 41-П приводило бы к нарушению судом надзорной инстанции конституционных прав граждан.
Принятие законопроекта позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку компенсация реабилитированному имущественного вреда уже предусмотрена УПК РФ, принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.