Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 11.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам высшего образования от 7 октября 2021 г. N Пр-1918, а также поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Чернышенко от 19 октября 2021 г. N ДЧ-П8-14855, согласно которому необходимо обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусмотрев возможность прохождения обучающимися по основным профессиональным образовательным программам практической подготовки у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки.
Согласно части 7 статьи 13 Закона об образовании практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.
Закон об образовании не устанавливает понятия "организация, осуществляющую деятельность по профилю соответствующей образовательной программы".
В случае если закон не раскрывает понятие, следует использовать термин согласно тому содержанию, которое однозначно определено иными федеральными законами и в этом значении используется в законодательстве Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации об образовании не предусмотрено проведение практической подготовки у индивидуальных предпринимателей, в том числе при реализации практики, такая подготовка может проведена только в организации.
Однако для целого ряда направлений подготовки, реализуемых в интересах реального сектора экономики такие ограничения не позволяют на местах получить практический опыт во многих отраслях деятельности. По данным Росстата в Российской Федерации 6 674 946 человек - индивидуальные предприниматели, численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей - 2 848 388 человек. Немалое количество индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность в текстильной и легкой промышленности, сельском хозяйстве (349 029 человек), торговле (3 177 642 человек), строительстве (353 903 человек).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 63-ФЗ) адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ N 63-ФЗ адвокатом является лицо, получившее в установленном ФЗ N 63-ФЗ порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховного суда Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1, нотариальная деятельность также не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Таким образом, Закон об образовании не позволяет проходить практическую подготовку у нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
На основании изложенного законопроектом в статью 2 Закона об образовании предлагается ввести понятие "профильные организации", которыми в рамках Закона об образовании будут считаться юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, которые осуществляют деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, тем самым будет установлена возможность прохождения практической подготовки у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.