Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта, законопроект об ответственности, КоАП), разработанный и направленный ФАС России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения повторно. Письмом от 30 сентября 2021 г. N 33305-АХ/Д26и Минэкономразвития России уведомило разработчика о несоблюдении им требований Правил.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/08-21/00119190).
В период с 13 августа по 9 сентября 2021 г. разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил провело публичные консультации по проекту акта и сводному отчету, в результате которых была получена учтенная при подготовке заключения позиция Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" с приложением коллективного письма, подписанного представителями Российского союза туриндустрии, Российской гостиничной ассоциации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Федерации рестораторов и отельеров, Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Аналитического центра Союза туризма и гостеприимства, Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья, Ассоциации отелей города Казани и РТ, Гостинично-туристской ассоциации, НП "Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга", Крымской гостиничной Ассоциации, Хабаровской ассоциации отельеров, Ассоциации гостиничной индустрии Иркутской области, Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг в городе Санкт-Петербурге.
Обращаем внимание на следующие замечания к проектируемому регулированию.
Рассматриваемый законопроект об ответственности разработан в развитие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - изменения в Закон N 132-ФЗ), также направленный разработчиком на заключение в Минэкономразвития России, в рамках которого в адрес разработчика был направлен ряд замечаний.
Согласно пункту 59 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее соответственно - Регламент, Правительство), при наличии разногласий по проекту акта Правительства, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, вносящий проект член Правительства или другой руководитель из числа лиц, указанных в пункте 7 Регламента, должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов или по указанию руководителей с их заместителями с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и замечаниями, подписанными с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия, и направленными в федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект акта, с соблюдением требований, установленных пунктом 7(1) Регламента.
Обращаем внимание, что разработчиком не было обеспечено обсуждение замечаний и предложений в отношении изменений в Закон N 132-ФЗ в целях поиска взаимоприемлемого решения.
КоАП не устанавливает самостоятельных административно-правовых запретов,а предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, нормативными правовыми актами. Соответственно, в отсутствии доработанных изменений в Закон N 132-ФЗ, определяющих конкретные требования (в том числе субъекты их исполнения) в рамках предложенного механизма государственного регулирования цен на гостиничные услуги в период проведения особо значимых международных мероприятий, проектирование ответственности за их неисполнение представляется преждевременным.
Одновременно с этим обращаем внимание, что Минэкономразвития России в ранее направленном письме обратило внимание разработчика на риск несоответствия предлагаемого регулирования в части размеров административных штрафов и оснований их наложения, предусмотренных проектируемыми изменениями в Закон N 132-ФЗ, требованиям статьи 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которым обязательные требования должны быть исполнимыми, при их установлении оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение, указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Проектируемый штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей, для юридических лиц в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей за неразмещение информации о предельной цене на гостиничные услуги в сутки в период проведения особо значимого международного мероприятия требует обоснования в следующей части: информация может быть не размещена, но при этом требование о недопущении завышения предельной цены на гостиничные услуги, рассчитанной в соответствии с методикой, предполагаемой к утверждению, соблюдено.
В указанном письме ФАС России исключает обозначенный риск "ничтожно малой вероятностью возникновения обозначенной ситуации". В качестве аргументации разработчик сообщает: "гостиницы, расположенные в городах Санкт-Петербург, Владивосток и Сочи задолго до разработки предлагаемого регулирования размещали информацию о стоимости гостиничных услуг на своих сайтах и сайтах агрегаторов, размещают ее в настоящее время, и нет оснований полагать, что перестанут ее размещать после принятия изменений в закон N 132-ФЗ и законопроекта об ответственности. В качестве единственно возможного варианта несоблюдения гостиницами проектируемых требований в части раскрытия информации о предельной стоимости гостиничных услуг именно в дни проведения особо значимого международного мероприятия - это умышленное нарушение данного требования путем удаления информации о стоимости номеров.
Однако при условии соблюдения ими запрета на непревышение предельной стоимости гостиничных услуг в эти дни такие действия не имеют практического смысла, поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что оба правонарушения будут совершаться одновременно либо размещенная информация о предельной стоимости гостиничных услуг будет ниже реальной стоимости, что будет подпадать под действие другой статьи КоАП".
Полагаем недопустимым проектирование ответственности на основании предположений и допущений.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.