Минэкономразвития России в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), провело оценку регулирующего воздействия проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Проект акта разработан на основании части 8 статьи 9 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" в целях создания налоговых стимулов для физических и юридических лиц, реализующих климатические проекты и участвующих в обращении углеродных единиц в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Проектом акта предлагается внести ряд изменений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость", главу 23 "Налог на доходы физических лиц", главу 25 "Налог на прибыль организаций", главу 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В частности, предлагается предусмотреть освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по выполнению работ и оказанию услуг, необходимых для создания и обслуживания основных средств в рамках реализации климатических проектов и операций по реализации углеродных единиц. Также предлагается при исчислении подлежащей уплате суммы НДС предоставить право на вычет "входного" НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретенным для реализации климатического проекта, верификации его результатов и участия в обращении углеродных единиц.
Кроме того, предлагается предоставить возможность при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывать соответствующие операционные расходы, возникающие в процессе реализации климатических проектов, а также не учитывать при исчислении налоговой базы доходы от выпуска и зачета углеродных единиц.
Публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проведено в срок с 7 по 27 сентября 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/120010 (ID проекта: 02/04/09-21/00120010).
В ходе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, АО "СПбМТСБ", ПАО "Газпром нефть", ПАО "РусГидро", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Сургутнефтегаз", НП Совет рынка и ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина.
Замечания указанных экспертов включены в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия в срок с 12 по 15 октября 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемым проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Ассоциации "Совет производителей энергии", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, ПАО "Газпром нефть", АО "Зарубежнефть", ПАО "Интер РАО", АО "РУСАЛ Менеджмент", ПАО "РусГидро" и АО "Северсталь Менеджмент". ООО "Иркутская нефтяная компания" сообщило об отсутствии замечаний и предложений.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Проектируемым подпунктом 39 пункта 2 статьи 149 Кодекса предлагается освободить от налогообложения НДС операций по реализации работ (услуг), необходимых для создания и обслуживания основных средств в рамках реализации климатических проектов.
При этом проектируемым подпунктом 5 пункта 2 статьи 171 Кодекса устанавливается, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных для реализации климатического проекта.
В этих условиях остается неясным, каким образом налогоплательщики, освобождаемые от уплаты НДС по операциям, связанным с реализацией работ (услуг), необходимых для создания и обслуживания основных средств в рамках реализации климатических проектов, смогут воспользоваться вычетом по НДС за приобретенные ими товары (работы, услуги), имущественные права для реализации климатического проекта.
2. Кроме того, проектируемым подпунктом 39 пункта 2 статьи 149 Кодекса предлагается относить к работам (услугам), необходимым для создания и обслуживания основных средств в рамках реализации климатических проектов, в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, сборку, переработку, обработку и техническое обслуживание.
По нашему мнению, данная норма не подлежит однозначному толкованию, поскольку при буквальном ее толковании можно сделать вывод, что освобождение от НДС касается также и услуг по переработке и обработке товаров, оказанных с использованием основных средств, в рамках климатического проекта.
В этой связи данная норма проекта акта нуждается в уточнении.
3. Проектируемым подпунктом 38 пункта 2 статьи 149 Кодекса предлагается признать не подлежащими налогообложению НДС операции по реализации углеродных единиц, выпущенных в обращение в результате реализации климатического проекта.
Из указанной нормы проекта акта остается не ясным, касается ли она только "первичной" реализации углеродных единиц непосредственно компанией, реализующей климатический проект, или речь идет о любой последующей их реализации при условии, что изначально углеродные единицы были выпущены в обращение в результате реализации климатического проекта).
Если указанная норма касается исключительно "первичной" реализации, это ставит в неравные условия участников оборота углеродных единиц.
4. Также требуют уточнения и положения проектируемого подпункта 62 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Из указанной нормы проекта акта не ясно, какие конкретно доходы следует относить к доходам, связанным с выпуском в обращение углеродных единиц и (или) зачетом углеродных единиц в целях уменьшения углеродного следа, являющихся результатом реализации климатического проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации ?об ограничении выбросов парниковых газов. Неоднозначность толкования данной нормы проекта акта может привести к рискам необоснованного включения тех или иных похожих доходов в состав доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и занижения тем самым суммы подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль организаций.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, содержащейся в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования.
В случае учета вышеуказанных замечаний Минэкономразвития России также может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 23 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.