Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(от 03.11.2021 г. N 38289-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г N 2451" (далее соответственно - проект акта, Постановление), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является поручение Правительства Российской Федерации от 24 августа 2021 г. N ДГ-П36-11485, изданное во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 28 апреля 2021 г. N ММ-П36-5472.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является приведение в соответствие Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2451, с действующими нормами Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части, касающейся порядка направления на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти в федеральные органы исполнительной власти. А также обеспечение возможности утверждения одного плана предупреждения и ликвидации разливов нефти для нескольких идентичных объектов.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 21 сентября по 4 октября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/09-21/00120574).
Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Аппаратом Правительства Российской Федерации письмом от 20 августа 2021 г. N П36-58005, а также Минэкономразвития России письмом от 3 сентября 2021 г. N 29468-АХ/Д24и в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том числе в Минприроды России, среди прочих был направлен "чек-лист", содержащий критерии целевого состояния разрешительного режима по утверждению (согласованию) документов для руководства при осуществлении оптимизации нормативного правового регулирования разрешительных режимов (далее - "чек-лист").
В связи с чем обращаем внимание разработчика на необходимость верификации проектируемых положений проекта акта на соответствие "чек-листу" с критериями целевого состояния разрешительного режима по утверждению (согласованию) документов и его последующей доработки.
Так, положениями проекта акта предусмотрена необходимость согласования проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с Росприроднадзором (далее - План). Вместе с тем обращаем внимание, что пунктом 1 "чек-листа" предусмотрена отмена или замена утверждения (согласования) документов иными видами государственного регулирования, например, уведомительным порядком в качестве альтернативы утверждению (согласованию) документов (пункт 1.2 "чек-листа"). Одновременно в соответствии с "чек-листом" невозможность реализации критериев целевого состояния соответствующего разрешительного режима требует обоснования.
Вместе с тем разработчиком в сводном отчете не представлено какой-либо информации, обосновывающей невозможность реализации критериев целевого состояния разрешительного режима в части согласования Плана менее обременительными требованиями в соответствии с "чек-листом", что приводит к выводу о необоснованности предлагаемого регулирования в указанной части.
Дополнительно к изложенному обращаем внимание, что разработчиком в сводном отчете также не представлены данные об имеющейся правоприменительной практике Росприроднадзора по вопросам согласований планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Так, отсутствует информация об общем количестве соответствующих планов, поступивших на согласование в 2021 году, количестве несогласованных планов, основных причинах (нарушениях) отказов в согласовании планов, и иных количественно измеримых показателей, способных охарактеризовать степень достижения целей предлагаемого проектом акта регулирования.
2. Поскольку в проекте акта содержится положение, содержащее обязательное требование, для формирования современной адекватной требованиям времени системы регулирования необходимо рассматривать проектируемое регулирование в том числе с учетом основ, заложенных в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), вступившем в силу с 1 ноября 2020 г.
Частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ в отношении положений нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, принимаемых (вводимых в действие) с 1 февраля 2021 года, предусмотрены особенности вступления в силу: положения указанных нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В связи с изложенным в целях соблюдения принципа правовой определенности и системности, а также снижения рисков нежелательных последствий для участников регулирования в проекте акта необходимо предусмотреть срок его вступления в силу, соответствующий части 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы.
Проект акта не соответствует положениям Закона N 247-ФЗ.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.