Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения образцового проектирования в Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 10.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения образцового проектирования в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в инициативном порядке.
1 июля 2021 года принят Федеральный закон N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ), предусматривающий, в том числе замену института экономически эффективной проектной документации повторного использования институтом типовой проектной документации.
По решению Правительства Российской Федерации типовой проектной документацией может быть признана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию.
Типовая проектная документация применяется на добровольной основе (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации) любым застройщиком, техническим заказчиком или лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Экономически эффективная проектная документация повторного использования, сведения о которой по состоянию на 1 октября 2021 года включены в ЕГРЗ, признается типовой проектной документацией.
Принятые Федеральным законом N 275-ФЗ изменения в Кодекс являются первым этапом внедрения института типовой проектной документации, в связи с чем Минстроем России в целях исполнения поручения продолжается работа по подготовке изменений в нормативно-правовую базу для развития института типового проектирования, в том числе по наделению одного из подведомственных Минстрою России учреждений функциями по разработке и поддержанию в актуальном состоянии образцовых проектов и образцовых проектных решений.
Представляется целесообразным развить институт образцового проектирования, и утвержденные образцовые проектные решения сделать составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - Единый реестр).
Образцовая проектная документация будет представлять собой проектную документацию и рабочую документацию объекта капитального строительства, подготовленную для многократного применения при осуществлении архитектурно-строительного проектирования объекта капитального строительства, сопоставимого по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
Образцовое проектное решение будет представлять собой часть образцовой проектной документации объекта капитального строительства, конструкций, изделий и узлов, предназначенной для многократного применения при архитектурно-строительном проектировании объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
В образцовых проектных решениях будут предусматриваться актуальные технические решения наиболее выигрышные по функциональным, техническим и экономическим показателям. Образцовые проектные решения могут предусматривать варианты проектных решений для природных и иных условий, в которых планируется строительство объекта капитального строительства.
Подготовка образцовой проектной документации и образцовых проектных решений, их изменение, предоставление будет обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенным таким федеральным органом исполнительной власти подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
Состав и требования к содержанию образцового проектного решения, порядок подготовки, утверждения, изменения и предоставления образцового проектного решения будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Организация работ по подготовке и актуализации образцовых проектных решений будет осуществляться ФАУ "ФЦС" в соответствии с государственным заданием. Правительством Российской Федерации в рамках вышеуказанного порядка будут определяться условия и последовательность реализации соответствующих мероприятий, в том числе регулироваться процесс взаимодействия ФАУ "ФЦС" с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и иными заинтересованными лицами в ходе подготовки задания на проектирование и согласования результатов проектных работ.
Предполагается, что после подготовки образцовых проектных решений ФАУ "ФЦС" будет представлять их в ФАУ "Главгосэкспертиза России" для проведения государственной экспертизы. При этом ФАУ "Главгосэкспертиза России" будет проводить экспертизу таких проектных решений (включая сметную стоимость) в особом порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
После получения положительного заключения государственной экспертизы образцовые проектные решения будут представляться ФАУ "ФЦС" для утверждения в Минстрой России.
Утвержденные образцовые проектные решения и сведения об их утверждении будут включаться в Единый реестр.
ФАУ "ФЦС" не реже одного раза в пять лет будет обеспечивать актуализацию утвержденных образцовых проектных решений, включенных в Единый реестр. По итогам актуализации будет приниматься решение о дальнейшем нахождении таких решений в Едином реестре либо об исключении их из состава Единого реестра в связи с неактуальностью.
Исключительное право на образцовые проектные решения будут принадлежать Российской Федерации. ФАУ "ФЦС" будет уполномочено на распоряжение правами на использование образцовых проектных решений и будет предоставлять такие решения государственным заказчикам.
Для реализации вышеуказанных положений предлагается внести в ГрК изменения в части:
введения института образцового проектирования и определения понятий "образцовая проетная документация" и "образцовое проектное решение";
наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению состава и требований к содержанию образцовых проектных решений, порядка подготовки, утверждения, актуализации и использования образцовых проектных решений, а также порядка организации, проведения и сроков государственной экспертизы образцовых проектных решений, размера платы за проведение государственной экспертизы образцовых проектных решений, порядка взимания данной платы;
наделения Минстроя России и подведомственного ему учреждения полномочиями по подготовке, актуализации и предоставлению для использования образцовых проектных решений;
включения в полномочия Минстроя России и подведомственного ему учреждения проведения государственной экспертизы образцовых проектных решений;
расширение состава Единого реестра (включение в состав Единого реестра заключений экспертизы типовых проектных решений, а также представленных для проведения такой экспертизы типовых проектных решений, сведений об утверждении образцовых проектных решений, а также утвержденных образцовых проектных решений);
определение особенностей проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием образцовых проектных решений;
определение круга лиц, в отношении которых может быть предъявлено право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, построенного в соответствии с проектной документацией, подготовленной с использованием образцовых проектных решений.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных законопроектом в части подготовки типовых проектных решений предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, путем формирования государственного задания для ФАУ "ФЦС".
Решения, предлагаемые законопроектом, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики подтверждает, что принятые Федеральным законом N 275-ФЗ изменения являются первым этапом внедрения института типовой проектной документации, вместе с тем для полноценного внедрения института типовой проектной документации, положения законопроекта о развитии института образцового проектирования является актуальными и своевременными.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.