Проект Приказа МВД России "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, особенностей организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 11.11.2021 г.)
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1) и пунктом 76 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699*(2), - приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, особенностей организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
В. Колокольцев |
Приложение
к приказу МВД России
от . . 2021 N
Особенности
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, особенностей организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации
I. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
1. Федеральные государственные образовательные организации, находящаяся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации*(3), вправе реализовывать:
1.1. По специальности (направлению подготовки) одну образовательную программу среднего профессионального образования, программу бакалавриата, программу специалитета, программу магистратуры.
1.2. По специальности (направлению подготовки) несколько основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющих различную направленность (профиль).
2. К освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.
3. К освоению основных профессиональных образовательных программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня*(4).
4. Участие курсантов и слушателей, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программ магистратуры, по очной форме, получивших свидетельство о должности служащего "Полицейский", в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка в составе нарядов полиции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации*(5) является частью их подготовки, предусмотренной в указанных программах*(6).
5. Правила внутреннего служебного распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся при освоении ими программ среднего профессионального образования, программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры устанавливаются образовательной организацией МВД России самостоятельно*(7).
6. При реализации программы специалитета доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета в образовательной организации МВД России, должна составлять не менее 50 процентов, в случае если полномочия по определению указанной доли предоставлены МВД России соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
7. К специально-профессиональной учебной дисциплине (модулю), изучаемой в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы, в образовательной организации МВД России относится учебная дисциплина (модуль)*(8), обучение по которой направлено на формирование профессиональной (ых) компетенции (й), а также знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
II. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МВД России*(9), реализуют дополнительные профессиональные программы в течение календарного года.
9. К освоению дополнительных профессиональных программ допускается:
9.1. Лицо, имеющее среднее профессиональное и (или) высшее образование.
9.2. Лицо, получающее среднее профессиональное и (или) высшее образование*(10).
10. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность:
10.1. В очной, очно-заочной, заочной формах, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий*(11) посредством сервисов информационно-аналитической системы обеспечения деятельности МВД России или иного программного обеспечения, разрешенного к использованию в системе МВД России.
10.2. В очной, очно-заочной формах полностью или частично посредством стажировки*(12).
11. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, по согласованию с Департаментом государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации*(13) вправе сформировать учебную группу численностью менее 10 обучающихся.
12. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе организовать стажировку обучающегося непосредственно на базе своих структурных, в том числе обособленных, подразделений.
13. Обучающийся по программе профессиональной переподготовки имеет право на зачет результатов обучения по отдельным дисциплинам, освоенным (пройденным) им при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, дополнительного профессионального образования.
13.1. Зачтенные результаты обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации.
13.2. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по каждой дисциплине, определенной дополнительной профессиональной программой, с результатами обучения по каждой дисциплине, определенной образовательной программой, по которой обучающийся проходил соответствующее обучение, при представлении одного из следующих документов:
13.2.1. Об образовании и (или) о квалификации, в том числе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, легализованных в установленном порядке и переведенных на русский язык, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
13.2.2. Об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справка, академическая справка и иного документа), легализованного в установленном порядке и переведенного на русский язык, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
14. Особенности проведения итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
III. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
15. К освоению программ профессионального обучения допускается:
15.1. Программ профессиональной подготовки - лицо, не имеющее профессии рабочего или должности служащего*(14).
15.2. Программ переподготовки - лицо, имеющее профессию рабочего или должность служащего в целях получения профессии рабочего или новой должности служащего*(15).
15.3. Программ повышения квалификации - лицо, имеющее профессию рабочего или должность служащего в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего*(16).
16. Обучающийся по программе профессионального обучения - программе профессиональной подготовки, программе переподготовки имеет право на зачет результатов обучения по отдельным дисциплинам, освоенным (пройденным) им при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки.
16.1. Зачтенные результаты обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации.
16.2. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией, осуществляющую образовательную деятельность, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по каждой дисциплине, определенной программой профессионального обучения, с результатами обучения по каждой дисциплине, определенной образовательной программой, по которой обучающийся проходил соответствующее обучение, при представлении одного из следующих документов:
16.2.1. Об образовании и (или) о квалификации, в том числе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, легализованных в установленном порядке и переведенных на русский язык, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
16.2.2. Об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справка, академическая справка и иного документа), легализованного в установленном порядке и переведенного на русский язык, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
IV. Особенности организации и осуществления методической деятельности
17. Координация методической деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка*(17) осуществляется учебно-методическими секциями, создаваемыми МВД России на базе образовательных организаций МВД России, располагающих высоким научно-педагогическим потенциалом в соответствующей области знаний, с привлечением научно-педагогических работников, сотрудников образовательных и научных организаций системы МВД России, представителей органов, организаций, подразделений МВД России.
18. Методическая деятельность в организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по следующим основным направлениям:
18.1 Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию управления образовательной деятельностью.
18.2. Разработка (обновление) образовательных программ, их компонентов и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
18.3. Разработка частных методик преподавания дисциплин, в том числе текстов фондовых лекций, а также методик проведения различных видов занятий.
18.4. Внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения, изучение и обобщение положительного опыта методической работы.
18.5. Подготовка и выпуск методических сборников и информационных бюллетеней по вопросам педагогики, методики преподавания и организации образовательного процесса, в том числе в электронной форме.
19. Методическая работа педагогических работников планируется отдельным разделом и учитывается в индивидуальном плане преподавателя*(18).
20. Основными организационными формами методической деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, являются:
20.1. Заседание методического совета.
20.2. Методическая конференция, совещание и семинар.
20.3. Учебно-методический сбор.
20.4. Заседание кафедры (цикла), специализированного структурного образовательного подразделения*(19).
20.5. Заседание предметно-методической секции кафедры.
20.6. Показательное, открытое и пробное занятие.
20.7. Взаимное посещение занятия.
20.8. Занятие в системе профессиональной служебной и физической подготовки по вопросам методики обучения и воспитания, педагогики и психологии.
20.9. Работа учебно-методического кабинета кафедры.
20.10. Работа кабинета педагогического мастерства.
20.11. Деятельность школы педагогического мастерства.
20.12. Конкурс на лучшего преподавателя, лучший учебно-методический кабинет, лучшее учебное пособие, лучшую методическую разработку по проведению занятия.
21. Методический совет является постоянно действующим совещательным органом, координирующим деятельность научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного состава организации, осуществляющей образовательную деятельность, по совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса, внедрению в него передовых достижений науки и практики, улучшению качества реализации образовательных программ.
22. Основной формой работы методического совета являются заседания.
23. Порядок деятельности методического совета устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
24. Состав методического совета утверждается распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
25. Методическая конференция, совещание и семинар проводятся по общим вопросам методики обучения, частным методикам преподавания отдельных дисциплин, проблемам организации труда научно-педагогических работников и обучающихся с целью обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности образовательного процесса.
26. Учебно-методический сбор проводится не реже одного раза в учебный год с руководителями и научно-педагогическими работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях:
26.1. Обсуждения итогов методической деятельности за прошедший учебный год (семестр), вопросов совершенствования методики обучения, проведения отдельных видов занятий.
26.2. Анализа работы структурных подразделений организации, осуществляющей образовательную деятельность, организующих образовательный процесс.
26.3. Выработки единых подходов к учебной (преподавательской), методической, научной и воспитательной работе.
27. Центром методической деятельности в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, является кафедра.
28. Межкафедральное заседание проводится с целью согласования содержания смежных дисциплин и выработки единых методических подходов к проведению различных видов занятий.
29. Предметно-методическая секция кафедры создается в целях повышения уровня методического обеспечения преподаваемых дисциплин, совершенствования педагогического мастерства ее педагогических работников, повышения качества обучения и воспитания обучающихся.
30. Показательные, открытые и пробные занятия планируются и проводятся наиболее опытными педагогическими работниками и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и методику проведения занятий по конкретной теме дисциплины, передачу положительного опыта преподавания, порядок применения новых методических приемов и технических средств обучения.
31. Открытое занятие проводится с целью изучения и обобщения опыта преподавания, а также оказания помощи педагогическим работникам с последующим обсуждением его результатов на заседании кафедры.
32. Пробное занятие проводится по решению начальника кафедры начинающим педагогическим работником для определения уровня его подготовленности к педагогической деятельности в присутствии педагогических работников кафедры, представителей учебно-вспомогательного состава с последующим обсуждение результатов на заседании кафедры.
33. Взаимное посещение занятия проводится с целью обмена опытом преподавания отдельных дисциплин или отдельных тем.
34. Занятие в системе профессиональной служебной и физической подготовки проводится в целях рассмотрения наиболее актуальных вопросов методики обучения и воспитания, педагогики и психологии.
35. Учебно-методический кабинет кафедры создается с целью методического обеспечения закрепленных за ней образовательных программ (дисциплин), совершенствования подготовки обучающихся к занятиям.
36. Кабинет педагогического мастерства создается на кафедре с целью формирования условий для самостоятельного совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.
37. Школа педагогического мастерства создается с целью подготовки педагогических работников по вопросам организации и проведения занятий, их методического обеспечения, педагогический стаж которых не превышает двух лет.
38. Конкурсы на лучшего преподавателя, лучший учебно-методический кабинет, лучшее учебное пособие, лучшую методическую разработку по проведению занятия организуются и проводятся в соответствии с локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
39. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, организуется контроль образовательного процесса.
40. Контроль образовательного процесса включает в себя:
40.1. Комплексные или целевые проверки кафедр.
40.2. Участие руководства организации, осуществляющей образовательную деятельность, в заседаниях кафедр.
40.3. Систему оценки качества образования, состоящую из:
40.3.1. Внутренней системы оценки качества образования.
40.3.2. Внешней системы оценки качества образования, обеспечивающей возможность контроля образовательного процесса ДГСК МВД России, в том числе с применением дистанционных технологий.
40.4. Анкетирование научно-педагогических работников и обучающихся на предмет их удовлетворенности качеством организации образовательного процесса, проведения различных видов учебных занятий, созданных материально-технических условий реализации образовательных программ.
40.5. Педагогический контроль.
41. Порядок организации и осуществления контроля образовательного процесса устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
V. Особенности научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации
40. Основными формами научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров*(20) являются:
40.1. Выполнение научно-исследовательских работ.
40.2. Подготовка статей, монографий, учебников, учебных пособий, лекций и иных научных, учебных и (или) учебно-методических материалов.
40.3. Научное редактирование и рецензирование научных и учебных изданий.
40.4. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний выставок и иных научно-представительских мероприятий.
40.5. Выполнение диссертационных исследований.
40.6. Участие в конкурсах на лучшие научно-исследовательские работы и научно-технические разработки.
40.7. Изобретательская, патентно-лицензионная и рационализаторская работы.
40.8. Создания и использование автоматизированных баз данных, банков технологий, иная деятельность в области информатизации.
40.9. Внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс.
40.10. Участие в работе Совета МВД России по научно-гуманитарному обеспечению и положительному опыту в органах внутренних дел Российской Федерации, диссертационных, ученых (научно-технических) и методических советов образовательных организаций МВД России и других федеральных органов исполнительной власти.
41. Составной частью научной деятельности является научная работа обучающихся, основными формами которой являются:
41.1. Подготовка курсовых, выпускных квалификационных работ (проектов), рефератов, а также иных работ, содержащих элементы исследования.
41.2. Выполнение заданий исследовательского характера в период прохождения практик.
41.3. Участие в работе научных кружков, секций, создаваемых на кафедрах.
41.4. Подготовка докладов, сообщений и тезисов для участия в научных, научно-практических конференциях и семинарах.
41.5. Участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых научно-педагогическими работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность.
41.6. Подготовка научно-исследовательских работ, а также публикаций по результатам их проведения.
41.7. Участие в научных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
42. С целью развития, стимулирования и поддержки научной работы обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность:
42.1. Обеспечивает информирование обучающихся о тематике и разрабатываемых направлениях научной деятельности.
42.2. Координирует деятельность научных кружков кафедр и научного общества обучающихся;
42.3. Организует и проводит научные мероприятия различной направленности.
43. Общее руководство научной работой обучающихся возлагается на заместителя начальника организации, осуществляющей образовательную деятельность, курирующего научную деятельность.
44. Научная работа обучающихся организуется на создаваемых в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно научных кружках.
45. Научные кружки объединяются в научное общество курсантов, слушателей и адъюнктов*(21).
45.1. Порядок создания и функционирования научного общества устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
45.2. Состав научного общества утверждается распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
VI. Особенности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
46. Подготовка сотрудников органов внутренних дел по всем видам образовательных программ осуществляется за счет средств федерального бюджета преимущественно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеющих соответствующую лицензию.
47. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, функционируют в целях:
47.1. Удовлетворения потребности органов внутренних дел в квалифицированных кадрах.
47.2. Удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, духовно-нравственном, творческом, физическом и профессиональном развитии.
47.3. Сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества.
47.4. Развития науки посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся.
47.5. Внедрения результатов научных исследований в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и образовательный процесс.
47.6. Совершенствование системы научного обеспечения деятельности органов внутренних дел.
47.7. Подготовки специалистов для иных федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов иностранных государств.
48. Личный состав организации, осуществляющей образовательную деятельность, подразделяется на постоянный и переменный состав.
48.1. К постоянному составу относятся сотрудники из числа младшего начальствующего состава, среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, а также работники, замещающие должности в соответствии со штатным расписанием.
48.2. К переменному составу относятся: курсанты, слушатели, адъюнкты, иностранные слушатели, иностранные адъюнкты.
49. Образовательные организации высшего образования МВД России вправе осуществлять образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам - программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре, дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения*(22).
50. Образовательные организации дополнительного профессионального образования МВД России вправе осуществлять образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре, дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения*(23).
51. Территориальные органы МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, в структуре которых созданы образовательные подразделения, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки, программам повышения квалификации.
52. Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МВД России, за исключением организаций, указанных в пунктах 49-51 настоящих Особенностей, могут реализовывать дополнительные профессиональные программы.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 761; 2018, N 30, ст. 4711.
*(3) Далее - "образовательные организации МВД России".
*(4) Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56.
*(5) Далее - "МВД России".
*(6) Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 49, ст. 7020; 2013, N 27, ст. 3477.
*(7) Часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(8) Далее - "дисциплина".
*(9) Далее - "организации, осуществляющие образовательную деятельность".
*(10) Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(11) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(12) Часть 12 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(13) Далее - "ДГСК МВД России".
*(14) Часть 2 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(15) Часть 3 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(16) Часть 4 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(17) Далее - "методическая деятельность".
*(18) Часть 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(19) Далее - "кафедра".
*(20) Далее - "научная деятельность".
*(21) Далее - "научное общество".
*(22) Пункт 4 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(23) Пункт 5 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.