Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "Об утверждении типовой формы соглашения о взаимодействии, заключаемого между уполномоченным экономическим оператором и уполномоченным таможенным органом" (далее - проект акта; проект типовой формы соглашения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании статьи 386 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 12 августа по 8 сентября 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/119173 (ID проекта: 02/08/08-21/00119173).
По информации разработчика, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации европейского бизнеса, ПАО "Магнит" и гражданина С.В. Денисова.
Замечания и предложения указанных экспертов были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 26 октября по 1 ноября 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Ассоциации европейского бизнеса, ПАО "НЛМК", ПАО "Сургутнефтегаз", АО "Архангельский ЦБК", ПАО "Метафракс Кемикалс", АО "Костромской завод автокомпонентов" ООО "Леруа Мерлен Восток".
АО "Русская кожа" и АО "Саратовстройстекло" сообщили об отсутствии замечаний и предложений.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Согласно пункту 4 проекта типовой формы соглашения обмен информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом (далее - стороны соглашения) со дня, следующего за днем получения писем, указанных в пункте 2 раздела II проекта типовой формы соглашения, осуществляется посредством взаимодействия лиц, перечисленных в данных письмах, с использованием контактной информации, в них указанной.
Стороны соглашения обязуются поддерживать информацию, указанную в пункте 2 раздела II проекта типовой формы соглашения, в актуализированном виде. Вносимые изменения в указанную информацию доводятся стороной соглашения, их инициировавшей, до другой стороны соглашения не позднее дня, следующего за днем внесения таких изменений, по адресам электронной почты, указанным в проекте типовой формы соглашения.
Вместе с тем предлагаемый проектом типовой формы соглашения срок доведения до соответствующей стороны соглашения вносимых изменений является недостаточным, в первую очередь, в тех случаях, когда соответствующие изменения внесены после окончания последнего рабочего дня на неделе либо по окончании предпраздничного дня или в течение длительных праздничных (нерабочих) дней.
В целях исключения рисков нарушения указанных условий проекта типовой формы соглашения Минэкономразвития России и участники дополнительных публичных консультаций считают целесообразным установить срок доведения до соответствующей стороны соглашения вносимых изменений - не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения изменений.
2. Согласно пункту 5 проекта акта в течение одного часа с момента обращения должностных лиц таможенного органа уполномоченный экономический оператор сообщает им данные для авторизации в системе учета товаров (логин, пароль), но не менее чем до окончания у Таможенного органа рабочего дня получения такого обращения.
Учитывая возможные отличия режима труда и отдыха уполномоченного экономического оператора и таможенного органа, а также определенный алгоритм работы уполномоченного экономического оператора с информацией, составляющей коммерческую тайну, участники дополнительных публичных консультаций считают целесообразным предусмотреть возможность сообщения уполномоченным экономическим оператором указанных данных до окончания рабочего дня, в течение которого получено обращение должностных лиц таможенного органа.
3. В соответствии с пунктом 6 проекта типовой формы соглашения уполномоченный экономический оператор обеспечивает доступ (в том числе удаленный) должностных лиц таможенного органа к составу данных, образующих систему учета товаров и позволяющих сопоставлять сведения, предоставленные таможенным органам при совершении операций с товарами, со сведениями о проведении хозяйственных операций с ними, в том числе первичным учетным документам; штатном расписании со всеми изменениями, внутреннем распорядке уполномоченного экономического оператора, порядке учета рабочего времени (в том числе работников по совместительству); иным документам и сведениям, обеспечивающим бухгалтерский, производственный, налоговый и иной учет.
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, предоставление должностным лицам таможенного органа доступа ко всем указанным документам не может быть признано обоснованным и правомерным.
Доступ к первичным и иным документам должен быть предоставлен таможенному органу только в отношении тех товаров, к которым применяются специальные таможенные упрощения.
Также остается не ясным, для каких целей должен быть обеспечен доступ должностных лиц таможенного органа к штатному расписанию уполномоченного экономического оператора (штатная численность которого может составлять несколько тысяч сотрудников) в условиях, когда основная часть его сотрудников не занимается вопросами таможенного регулирования.
Кроме того, необходимо определить, какие конкретно документы и сведения следует относить к иным документам и сведениям, обеспечивающим бухгалтерский, производственный, налоговый и иной учет, а также уточнить, что данные документы и сведения должны касаться только тех товаров, в отношении которых применялись специальные упрощения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 и подпунктами 1, 3, 9 пункта 3 статьи 437 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
4. Согласно пункту 8 проекта типовой формы соглашения суммарный период времени неработоспособности удаленного доступа к системе учета товаров уполномоченного экономического оператора не должен превышать один рабочий день в течение календарного месяца.
В этой связи следует отметить, что возможность удаленного доступа к информации уполномоченного экономического оператора может быть обеспечена прежде всего при условии бесперебойного функционирования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Данное условие не зависит от уполномоченного экономического оператора. Поэтому при возникновении сбоев в работе указанной сети уполномоченный экономический оператор не может нести ответственность за несоблюдение им указанного требования.
В этих условиях считаем, что предусматриваемые пунктом 8 проекта типовой формы соглашения требования должны касаться только тех случаев неработоспособности удаленного доступа, которые произошли по вине уполномоченного экономического оператора.
В связи с изложенным считаем, что проект типовой формы соглашения нуждается в доработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта при учете вышеуказанного замечания Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
- об отсутствии достаточного обоснования для решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.