Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минвостокразвития России 18.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 81 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, в целях реализации положений Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (подраздел "Развитие малого и среднего предпринимательства"), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р, и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N ЮТ-П13-16428.
Целью разработки проекта федерального закона является создание долговременного механизма стимулирования предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для обеспечения устойчивого социально-экономического развития указанных территорий путем предоставления предусматриваемых проектом федерального закона преимуществ в части участия субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в государственных и муниципальных закупках.
Для достижения указанной цели проект федерального закона предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К таким особенностям проектом федерального закона предлагается отнести следующие особенности осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства:
а) преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов;
б) преимущества при их участии в закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
При этом субъектами малого предпринимательства, которым могут быть предоставлены указанные выше преимущества должны соответствовать следующим критериям:
а) субъект малого предпринимательства зарегистрирован в районе Крайнего Севера или приравненной к району Крайнего Севера местности;
б) не менее 70 процентов работников субъекта малого предпринимательства составляют лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в) доля доходов от осуществления субъектом малого предпринимательства деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее 70 процентов от общего объема его доходов.
Следует отметить, что Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) предусмотрена возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей осуществления отдельных видов закупок, например, статьи 111, 1113.
Предусмотренные проектом федерального закона меры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, обусловлены необходимостью реализации установленных трудовым законодательством обязательств работодателей перед работниками по обеспечению социальных гарантий и компенсаций при трудоустройстве в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплаты по которым в полном объеме облагаются страховыми взносами.
В настоящее время издержки, связанные с наймом работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и увеличивающие стоимость создания и ведения бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 1,5 - 2 раза выше в сравнении с другими регионами России, являются одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации.
К таким издержкам, которые в полном объеме облагаются страховыми взносами, относятся:
- применение районных коэффициентов и процентных надбавок;
- дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 16 - 24 дней;
- компенсация работнику и его семье нелимитированных расходов на проезд к месту отпуска и обратно;
- сокращенная 36-часовая рабочая неделя для женщин с сохранением полной заработной платы.
В связи с тем, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены данные социальные гарантии, которые предусматривают дополнительные издержки для работодателей, в настоящее время существует проблема оттока субъектов малого предпринимательства в регионы, где соответствующие издержки отсутствуют. Соответственно, те социальные меры, которые служат стимулированием притока населения на Крайний Север, одновременно являются причиной оттока малого бизнеса из региона.
Таким образом, поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными и осуществляющими предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, становятся неконкурентоспособными.
Так, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, количество субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2020 году по отношению к 2017 году сократилось на 22,004 тыс. или на 6%.
Согласно данным Федерального казначейства, являющегося оператором Единой информационной системы в сфере закупок, общий объем законтрактованных поставок товаров (работ, услуг) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях конкурентными способами определения соответствующих поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в 2020 году составил порядка 256,9 млрд. руб. В указанном объеме порядка 163,8 млрд. руб. составляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, что равно 63,7% от общего объема поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в проведенных заказчиками в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за 2020 год приняло участие 9 818 поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из них 7 520 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следует отметить, что количество осуществленных поставок товаров, работ, услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2020 году по отношению к 2017 году сократилось на 20,990 тыс. или на 29%.
Таким образом, принятие предусмотренных в проекте федерального закона норм будет способствовать:
выравниванию условий конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, территориями поставки товара или выполнения (оказания) работы (услуги) которых являются районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, за счет предусматриваемой для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
улучшению стабильной финансово-экономической деятельности субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за счет повышения уровня загрузки производственными, в том числе сервисными заказами и, как следствие, укреплению и увеличению налогооблагаемой базы;
созданию благоприятных условий для эффективного развития предпринимательства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в результате способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики в целом;
использованию субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными и осуществляющими деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, внутренних резервов для развития и маневра к ротации доступных им видов предпринимательской деятельности.
Данные особенности не нарушают экономическое пространство, не ограничивают свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, а также свободу экономической деятельности.
Принятие проекта федерального закона положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", характеризующих осуществляемую субъектами малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, деятельность, а также окажет существенную поддержку предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. государства-члены предоставляют друг другу национальный режим в сфере государственных (муниципальных) закупок в Евразийском экономическом союзе. Однако, при осуществлении государственных (муниципальных) закупок могут устанавливаться преимущества, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством государства-члена о закупках. В праве Евразийского экономического союза не урегулирован вопрос о конкретных преференциальных мерах для субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в государственных (муниципальных) закупках государств-членов.
Следовательно, меры поддержки субъектов малого предпринимательства и отдельные условия их получения определяются исключительно законодательством государства-члена и, соответственно, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства, зарегистрированных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, не противоречит международным обязательствам Российской Федерации в рамках права Евразийского экономического союза.
В проекте федерального закона отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.