Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи"
(подготовлен Минэкономразвития России 18.11.2021 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Федерального закона "О связи" (далее - законопроект) разработан в целях выполнения результата 1.28 федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", паспорт которой утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 29 октября 2020 г. N 11, "Внесены изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации в части определения состава сведений, составляющих тайну связи".
В современных условиях развития технологий обработки данных и создания решений на их основе закрепленный подход к регулированию порядка ведения баз данных, содержащих сведения об оказываемых абонентам услугах связи, ограничивает права граждан по распоряжению ими и не позволяет в полной мере использовать имеющуюся информацию для создания решений, основанных на обработке данных.
В статье 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") выделяется две категории сведений, ставших известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи: сведения об абонентах и сведения об оказываемых им услугах связи. Они являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предоставление сведений об абонентах-гражданах третьим лицам может осуществляться только с их согласия.
При этом, к сведениям об абонентах, наряду с данными, позволяющими идентифицировать самого абонента, отнесены сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента. В связи с тем, что сведения о соединениях относятся к специальной категории сведений об оказываемых услугах, существует правовая неопределенность в части прав абонента выражать согласие на передачу оператором связи сведений об оказываемых ему услугах связи третьим лицам, в том числе в рамках оказания комплексных услуг и сервисов.
Учитывая изложенное, в целях создания благоприятных условий для сбора и обработки данных, законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе "О связи" возможность операторов передавать сведения об абонентах и оказываемых им услугах третьим лицам при наличии согласия абонента.
Это позволит абонентам использовать информацию о своем обслуживании у оператора связи, например, подтверждать свою платежеспособность при получении услуг в других коммерческих организациях (например, при оценке платежеспособности клиента банка на основе данных о расчетах с оператором (кредитный скоринг), а также получать услуги и сервисы, предоставление которых осуществляется в рамках взаимодействия нескольких юридических лиц.
Возможные варианты использования информации об обслуживании абонента у оператора связи для получения услуг при взаимодействии нескольких юридических лиц:
туристические партнерские сервисы: при въезде в регион турист, выразивший согласие на передачу третьим лицам сведений об оказываемых услугах от оператора, получает информацию от партнера оператора о том, какие проходят события, какие достопримечательности посетить, какие экскурсии можно заказать в соответствующем регионе;
передача с согласия абонента информации о регионе оказания абоненту услуг связи банку в рамках борьбы с незаконными списаниями денежных средств со счетов абонента в банке (например, передача информации о регионе нахождения абонента банку для блокировки возможных списаний в другом регионе денежных средств со счетов абонента);
передача с согласия абонента сведений банку об оказываемых абоненту услугах связи для противодействия хищениям денежных средств абонента со счетов в банке методами социальной инженерии (оператор связи формирует у себя базу потенциально мошеннических номеров и в момент звонка с такого номера на номер абонента передает информацию об этом факте в банк).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Также, законопроект окажет положительное влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.