Проект Приказа Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия"
(подготовлен Генпрокуратурой России 18.11.2021 г.)
В целях обеспечения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
В соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) обеспечить постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Проверки проводить:
в органах внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации, федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - систематически, не реже одного раза в месяц;
в органах военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определенном заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;
при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно.
2. Особое внимание обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.
3. Мерами реагирования предупреждать нарушение разумного срока на досудебной стадии уголовного судопроизводства и проведение проверок сообщений о преступлениях с нарушением требований о подследственности. При установлении фактов волокиты в ходе проведения процессуальных проверок принимать меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
4. В целях недопущения неоднократных отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе по результатам рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства, обеспечить действенный контроль за разрешением материалов с момента регистрации сообщения о преступлении до принятия законного и обоснованного процессуального решения. Мерами прокурорского реагирования добиваться исполнения требований, излагаемых в постановлениях прокуроров об отмене незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
5. Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.
Пресекать факты непроцессуальной (сопроводительным письмом) пересылки сообщений о преступлениях и материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой. При наличии достаточных данных ставить вопрос о возбуждении уголовного дела, контролировать своевременность его возбуждения.
По сообщениям о преступлениях, территориальную подследственность которых на момент поступления сообщения определить не представляется возможным (например, по сообщениям о хищении денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, о без вести пропавших и др.) добиваться своевременного возбуждения уголовных дел органом внутренних дел, в котором зарегистрировано сообщение о преступлении.
Незамедлительно принимать меры к проверке законности решений о направлении сообщений по подследственности. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое направление и поступление этих сообщений уполномоченным органам и их регистрацию в установленном порядке.
6. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ при наличии к тому оснований принимать решение о передаче материалов, находящихся в производстве, от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ. Решение об изъятии материалов проверки сообщения о преступлении у одного органа предварительного расследования и передаче их в подразделения Следственного комитета Российской Федерации принимать с обязательным указанием оснований такой передачи.
7. Принимать меры к исключению проведения процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим сведений об уголовно наказуемом деянии.
8. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.
9. В случае сообщения заявителями о причинении преступлением материального ущерба в размере, не превышающего необходимую для уголовного преследования сумму, а также немотивированного отказа заявителей от ранее поданного заявления о преступлении, ставшего основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, практиковать опрос таких лиц в прокуратуре либо с использованием средств мобильной коммуникации.
При выявлении фактов занижения стоимости похищенного принимать меры прокурорского реагирования.
При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
10. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, безвестном исчезновении граждан, о митингах, готовящихся несанкционированных акциях, о фейковых новостях а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.
При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, незамедлительно принять меры по направлению соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
11. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законов, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.
12. Постановления органов предварительного расследования об отказе в возбуждении уголовных дел проверять не позднее 5 суток с момента их поступления надзирающему прокурору.
Строго соблюдать предписания ч. 6 ст. 148 УПК РФ при отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателей и следователей об отказе в возбуждении уголовного дела.
Материалы проверки сообщения о преступлении, по результатам которой отказано в возбуждении уголовного дела возвращать по принадлежности с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым процессуальным решением.
Ход проведения дополнительных проверочных мероприятий при отмене незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела ставить на контроль. При необходимости заслушивать прокурорских работников, осуществляющих надзор за разрешением сообщений о преступлениях, о ходе и результатах проверочных мероприятий.
13. Принципиально реагировать на невыполнение требований прокурора, изложенных в постановлении об отмене незаконного постановления органа предварительного расследования об отказе в возбуждении уголовного дела, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту, добиваться привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
14. При отказе поднадзорного органа исполнить законное требование направлять вышестоящему прокурору проекты актов прокурорского реагирования с приложением необходимых материалов, которым их рассматривать и не позднее 20 дней уведомлять инициатора о принятом решении.
15. Мерами прокурорского реагирования пресекать случаи возбуждения уголовных дел по факту при наличии данных о совершении деяния конкретным лицом.
Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в течение 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было принято процессуальное решение, отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. Указанное полномочие использовать только при выявлении существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности, либо признание доказательств недопустимыми.
Исключить факты принятия решений об отмене постановлений органов предварительного расследования о возбуждении уголовных дел, только в связи с заниженной квалификацией.
16. Выносить постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства лишь по результатам полной и всесторонне проведенной прокурорской проверки, содержащей достаточные данные о наличии признаков преступления.
Во всех иных случаях материалы требующие, по мнению прокурора правовой оценки, направлять для организации проверки в порядке статей 144, 145 УПК РФ.
17. Контролировать своевременность, полноту и объективность разрешения материалов, направленных прокурорами согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, исполнения органами дознания и дознавателями указаний прокурора, данных в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия требований об устранении нарушений законов, внесенных в силу п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, результаты проведения дополнительных проверок.
18. По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ жалобе, на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, связанное с приемом, регистрацией и разрешением сообщения о преступлении, обеспечить обязательное участие в судебном заседании должностных лиц, осуществляющих надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.
При удовлетворении судом жалобы на решение или действие (бездействие) указанных органов, с которыми ранее согласился прокурор, а также в случае принятия судом решения вопреки позиции прокурора, участвовавшего в судебном заседании, при отсутствия оснований для обжалования в апелляционном порядке, не позднее 10 суток с момента принятия судом решения составлять мотивированное заключение, копию которого направлять вышестоящему прокурору.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур по итогам изучения представленных сведений рассматривать вопрос о наличии оснований для принятия мер в отношении должностных лиц, не обеспечивших надлежащий прокурорский надзор за законностью принятых процессуальных решений.
19. Вышестоящим прокурорам на системной основе обобщать практику применения прокурорами полномочия по отмене незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел органов предварительного расследования, обжалованных в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. При выявлении фактов отмены прокурорами соответствующих постановлений непосредственно после поступления жалобы в суд, оценивать эффективность прокурорского надзора, предшествующую обращению в суд, в том числе путем изучения соответствующих надзорных производств по жалобам.
20. Систематически анализировать исполнение органами предварительного расследования постановлений суда, вынесенных в порядке ч. 7 ст. 148 УПК РФ, своевременность отмен незаконных решений и устранение нарушений.
21. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки.
При рассмотрении данного ходатайства и установлении конкретного срока необходимо исходить из фактически проведенных и необходимых для принятия итогового решения проверочных мероприятий, а также их целесообразности и актуальности.
Принципиально реагировать на факты продления до 30 суток сроков проверки сообщения о преступлении без наличия на то объективных оснований.
22. Систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки.
23. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего Приказа подчиненными прокурорами. Оказывать им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.
Регулярно обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, заседаниях коллегий вопросы исполнения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия, принимать меры к укреплению законности в данной сфере деятельности. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проблемах, требующих разрешения на федеральном уровне.
По результатам года и полугодия соответственно к 20 февраля и 20 августа (нарастающим итогом) направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации информационные материалы об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и состоянии прокурорского надзора за этой деятельностью в субъекте Российской Федерации (в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-разыскной деятельностью Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью - в части надзора за органами предварительного расследования Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части компетенции следственных подразделений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте; в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму - в части компетенции органов федеральной службы безопасности).
Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.
24. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам каждое полугодие анализировать исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и следствия, за которыми осуществляется непосредственный надзор, о результатах докладывать соответствующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
По результатам года и полугодия соответственно к 20 февраля и 20 августа (нарастающим итогом), информировать в части компетенции касающейся подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и состоянии прокурорского надзора в этой сфере.
25. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием:
Обобщать один раз в полугодие сведения об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия и состоянии прокурорского надзора за этой деятельностью.
При необходимости по результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.
26. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".
27. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".
28. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
И.В. Краснов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.