Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части малоэтажного строительства)"
(подготовлен Минстроем России 22.11.2021 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части малоэтажного строительства) (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения пункта 1 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 19 января 2021 г. N ВА-П11-12пр, а также согласно Плана мероприятий ("дорожной карты") по упрощению строительства индивидуального жилья (N 2959п-П49), утвержденного 31 марта 2021 года Правительством Российской Федерации.
Законопроектнаправлен на создание правовых условий и предпосылок для достижения установленной паспортом национального проекта "Жилье и городская среда" задачи обеспечить к 2030 году объем ежегодного ввода объектов малоэтажного жилищного строительства до 50 млн кв. метров.
Законопроект имеет своей целью урегулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объектов малоэтажного строительства в границах территории застройки малоэтажного строительства (далее - участники строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников строительства права собственности на объекты малоэтажного строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в границах территории малоэтажной застройки.
Предметом регулирования законопроекта являются также отношения по обеспечению защиты прав и законных интересов и имущества участников строительства.
Законопроектом формируется необходимая правовая основа для привлечения собственных денежных средств участников строительства в малоэтажное строительство, а также формирование прозрачного и защищенного правовыми средствами сектора ипотечного жилищного кредитования в сфере малоэтажного строительства.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в том числе в случае если планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства в границах малоэтажного жилого комплекса в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - малоэтажный жилой комплекс,Федеральный закон N 214-ФЗ).
При этом в целях строительства объектов индивидуального жилищного строительства в границах малоэтажного жилого комплекса в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом малоэтажном строительстве.
Законопроектом предусматриваетсяустановления правового режима имущества общего пользования на праве общей долевой собственности в отношении расположенных в пределах территории малоэтажной застройки элементов благоустройства, объектов инженерно-технической, социальной и транспортной инфраструктуры, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник, проездов, велосипедных дорожек и пешеходных переходов, тротуаров, детских и спортивных площадок, мест отдыха, парковочных пространств, машино-мест, площадок для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а также земельных участков, на которых расположены любые указанные объекты.
Определение в качестве правового основания привлечения застройщиками денежных средств участников строительства договоров участия в малоэтажном строительстве, правовое регулирование отношений, связанных с заключением, исполнением, изменением и прекращением которых в целом аналогично правовому регулированию отношений по поводу привлечения денежных средств по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект предусматривает обязательность подготовки проекта строительства малоэтажного жилого комплекса на соответствующей территории, а такжеобязательность раскрытия застройщиком информации о проекте малоэтажной застройки.
Все расчеты в связи с привлечением денежных средств участников строительства застройщик и участники строительства обязаны проводить через уполномоченные банки, определяемые в качестве банков, включенных Банком России в перечень банков, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с законопроектом финансирование проектов комплексной малоэтажной жилой застройки на основании привлечения денежных средств участников строительства по договорам участия в малоэтажном строительстве должно осуществляться с использованием эскроу-счетов, открываемых в уполномоченных банках.
Отдельный комплекс правовых норм, предложенных в законопроекте, составляют нормы, регулирующие отношения по поводу управления имуществом общего пользования в границах территории, на которой расположен комплекс малоэтажной застройки.
Законопроект предусматривает внесение соответствующих его предмету регулирования изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и в некоторые иные федеральные закона.
Аналогичные по своему предмету регулирования законопроекты палатами Федерального Собрания Российской Федерации не рассматриваются.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация мероприятий, предусмотренных Законопроектом, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.