Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 497" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение пункта 17 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355.
Проектом акта предлагается изменить требования к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 497 "Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором".
По информации, представленной разработчиком, предлагаемые проектом акта изменения требований к кредитным организациям позволят повысить уровень конкуренции на рынке услуг кредитных организаций. В настоящее время в рамках действующих требований к кредитным организациям специальные счета открыты только в 8 кредитных организациях. По оценкам разработчика, установление предлагаемых проектом акта требований к кредитным организациям позволит в течение ближайших трех лет привлечь к деятельности, связанной с оказанием услуги по открытию специальных счетов, более 60 кредитных организаций и обеспечить тем самым увеличение более чем в 4 раза*(1) объема выданных кредитов на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 21 сентября по 11 октября 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/120565 (ID проекта: 02/07/09-21/00120565).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения по указанным документам не поступали.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 12 по 19 ноября 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Ассоциации российских банков, АО "МИнБанк", ПАО "Банк "Санкт-Петербург", ПАО "Промсвязьбанк", АО "Банк ДОМ.РФ" и ПАО "Газпромбанк". ПАО Сбербанк, АО "АБ "РОССИЯ" и ПАО Банк "ФК Открытие" сообщили об отсутствии замечаний и предложений.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- о достаточном обосновании решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования;
- об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что в проекте акта содержатся обязательные требования к субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Также частью 4 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Учитывая то обстоятельство, что разработчиком не представлены необходимые обоснования для применения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования положений части 2.1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, сделать вывод о возможности вступления в силу положений проекта акта в иные сроки, чем предусмотрено частью 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, в настоящее время не представляется возможным.
Вместе с тем в случае представления разработчиком обоснований по указанному вопросу Минэкономразвития России может быть сделан вывод о возможности применения в отношении предлагаемого проектом акта регулирования положений части 2.1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) По информации разработчика, с 2013 по 2021 годы всего выдано кредитов на сумму 222 млн руб.
После введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования объем выданных кредитов разработчиком оценивается примерно в 1 млрд руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.