Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 709"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.11.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 709 "О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения" (далее соответственно - проект постановления, Критерии, Категории) подготовлен Минэкономразвития России во исполнение пункта 33 Плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 3227-р, а также в связи с дополнением перечня видов муниципальных образований муниципальным округом, изменением статуса некоторых моногородов и концентрации механизмов поддержки по удаленным от региональных центров моногородов и внесением изменений в категории отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам).
В частности, с целью совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления с учетом особенностей территорий Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2013 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 87-ФЗ, Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающие введение нового понятия - муниципальный округ. Согласно определению, муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и является муниципальным образованием.
Отмечаем, что при преобразовании монопрофильных муниципальных образований в муниципальные округа, изменениям также подлежат численный состав населения и границы муниципальных образований. В связи с увеличением численности населения нового муниципального образования изменится и процентное соотношение работников градообразующего предприятия к общей доле всех работающих, что в свою очередь может стать причиной исключения муниципального образования из Перечня моногородов.
Вместе с тем, в рамках подготовки проекта постановления в Минэкономразвития России поступили обращения от нескольких регионов о необходимости учета понятия муниципального округа в Критериях (Кемеровская область - Кузбасс, Пермский край, Тверская область, Тульская область). Например, в Кемеровской области - Кузбассе преобразовались в муниципальные округа (МО) следующие моногорода, которые предварительно соответствуют новым Критериям: г. Салаир и г. Гурьевск - в Гурьевский МО; ПГТ Яшкино - в Яшкинский МО; г. Топки - в Топкинский МО.
Дополнительно предлагается внести изменения в Критерии в части удаленности муниципального образования от регионального центра. Данное изменение исключит из перечня моногородов города-спутники, имеющие развитую миграционную связь с административным центром региона.
В частности, удаленность менее чем на 50 километров от административного центра позволяет, с учетом развития дорожной сети и сети пассажирского транспорта, жителям моногородов в течении часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется за счет агломерационного эффекта.
Критерий превышения в муниципальном образовании уровня регистрируемой безработицы в течение последних 3 лет, среднего уровня регистрируемой безработицы в Российской Федерации в два или более раза за соответствующий период позволяет дополнительно выделить муниципальные образования с наиболее высокой долей риска ухудшения их социально-экономического положения, связанной, в том числе с удаленностью от административного центра на 50 км и более, что затрудняет или делает невозможной трудовую миграцию.
Внесение изменений в Критерии и Категории позволит сконцентрировать механизмы поддержки на муниципальных образованиях с наиболее сложным социально-экономическим положением. Так, общее количество моногородов и муниципальных образований предварительно сократится почти на половину - с 321 до 163 (информация будет уточнена после представления актуализированных данных всеми субъектами Российской Федерации в рамках разработки проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня моногородов с учетом новых Критериев).
При этом ранее принятые некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" (далее - Фонд) обязательства в тех моногородах, которые будут исключены из Перечня, будут исполнены Фондом в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, проект постановления окажет влияние на реализацию основного мероприятия 1.11 "Развитие моногородов" подпрограммы "Инвестиционный климат" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в части выполнения показателей "Количество новых рабочих мест в субъектах Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития (нарастающим итогом), формирование условий для создания рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций, привлечения инвестиций в моногорода, развития городской среды и строительства и (или) реконструкции объектов социальной инфраструктуры в моногородах, а также оказание поддержки в реализации инвестиционных проектов в моногородах".
Дополнительно в соответствии с решениями совещаний по поддержке угольной отрасли Кемеровской области - Кузбасса под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина, Минэкономразвития России предлагается расширить критерии с учетом следующей формулировки: "или в случае, если такая организация (организации) осуществляет (осуществляла) деятельность по добыче угля, и в течение последних 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), высвобождение работников из такой организации (организаций) превысило 10 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования в году, предшествующем дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).".
Данный критерий позволит сохранить поддержку, предусмотренную для моногородов через НКО "Фонд развития моногородов" (и в последующем - ВЭБ.РФ) для угледобывающих моногородов, в которых наблюдается высокое высвобождение работников угледобывающих предприятий.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация проекта постановления не окажет влияния на доходы или расходы, не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не вызовет негативных социально-экономических и иных последствий.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не проводился.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.