Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений или городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами" (далее - проект акта, Правила), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 26 августа по 22 сентября 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/08-21/00119652). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта разработан в рамках реализации положений статьи 781 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и направлен на реализацию установленных данной статьей полномочий Правительства Российской Федерации по определению порядка возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений или городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 17 по 23 ноября 2021 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замечания которых были частично учтены.
По результатам рассмотрения проекта акта сообщаем о наличии к нему следующих замечаний.
1. Изложенный в пункте 4 Порядка механизм возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, предусматривает выявление организацией, осуществляющей водоотведение, абонентов такой организации (далее - абоненты) и иных лиц, допустивших сбросы загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ), превышающие установленные нормативы состава сточных вод по таким веществам (для технологически нормируемых веществ - троекратно и более превышающие установленные показатели), либо сбросы загрязняющих веществ, нормативы содержания которых в сточных водах не установлены.
В случае невыявления осуществляющей водоотведение организацией указанных абонентов и иных лиц в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 4 Порядка ответственность по возмещению причиненного такими абонентами и иными лицами вреда водному объекту возлагается на организацию, осуществляющую водоотведение.
Таким образом, Порядком реализовывается предусмотренный статьей 781 Закона N 7-ФЗ механизм, стимулирующий выявление организацией, осуществляющей водоотведение, абонентов такой организации и иных лиц, нарушающих требования к составу и качеству сточных вод.
Вместе с тем положениями Порядка не учитываются случаи недопуска абонентами или иными лицами на свою территорию представителей организации, осуществляющей водоотведение, в том числе в целях сокрытия фактов нарушения требований к сбросам сточных вод в ЦСВ такими абонентами или иными лицами, что свидетельствует о неопределенности и в ряде случаев об избирательности применения проектируемого регулирования.
В этой связи в целях исключения рисков наложения на организации, осуществляющие водоотведение, избыточных требований, целесообразно дополнить Порядок положениями, определяющими порядок действий при недопуске абонентами или иными лицами представителей организации, осуществляющей водоотведение, для проверки соблюдения такими абонентами и иными лицами требований к сбросу сточных вод в ЦСВ.
Дополнительно обращаем внимание, что предлагаемое регулирование фактически приводит к рискам несоблюдения принципа исполнимости обязательных требований в пределах, предусмотренных частью 3 статьи 2 статьи 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), согласно которой при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения, а также несоблюдения принципа правовой определенности и системности, в пределах части 1 статьи 7 Закона N 247-ФЗ, согласно которой содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
2. Необходимо уточнение пункта 8 Порядка в части предъявления территориальными органами Росприроднадзора или уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации требования о возмещении вреда водному объекту, поскольку, исходя из действующей формулировки, не представляется возможным определить, в каких случаях теми или иными органами предъявляется указанное требование о возмещении вреда водному объекту, а именно при отнесении очистных сооружений или самого водного объекта к объектам федерального или регионального государственного экологического надзора.
3. Согласно подпункту "а" пункта 8 Порядка организация, получившая требование о возмещении вреда водному объекту, может добровольно возместить указанный вред.
При этом Порядок не содержит уточнений того, каким образом (в какой форме) такая организация может возместить указанный вред.
Учитывая положения статей 78 и 781 Закона N 7-ФЗ, представляется целесообразным дополнить Порядок положением, устанавливающим, что вред водному объекту может быть возмещен как материально (на основании проведенных расчетов), так и в результате реализации мероприятий по устранению такого вреда в полном объеме.
Также предлагается рассмотреть возможность предоставления абонентам, организациям, осуществляющим водоотведение, и иным лицам рассрочки по уплате размера вреда в случае невозможности осуществления единоразового платежа.
4. В соответствии с пунктом 8 Порядка организация, получившая требование о возмещении вреда водному объекту, в течение 20 рабочих дней совершает одно из следующих действий:
добровольно возмещает вред водному объекту;
направляет в предъявивший требование о возмещении вреда водному объекту уполномоченный орган документы, подтверждающие осуществления сбросов сточных вод с нарушением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ абонентами ЦСВ или иными лицами;
направляет в предъявивший требование о возмещении вреда водному объекту уполномоченный орган мотивированные обоснования об отсутствии необходимости возмещения указанного вреда.
В случае возмещения вреда нематериальным способом (путем устранения причиненного вреда) зачастую необходимо привлечение сторонних организаций со специализированной техникой, что может оттянуть начало работ по устранению причиненного вреда.
При этом, согласно поступившей в ходе публичных консультаций информации, если организации, осуществляющей водоотведение, необходимо представить в уполномоченный орган документы, обосновывающие нанесение вреда водному объекту абонентами или иными лицами, либо подтверждающие отсутствие необходимости возмещения такого вреда, то надлежащая подготовка таких документов может занять существенно более 20 рабочих дней, поскольку:
проверка расчетов уполномоченного органа занимает до 10 рабочих дней;
срок последующего проведения лабораторных исследований проб сточных вод аккредитованной лабораторией составляет до 10 рабочих дней (для БПК5 - до 5 дней, для металлов - до 10 дней),
оформление лабораторией результатов анализов и подготовка экспертного заключения по имеющейся информации занимает до 30 рабочих дней;
анализ осуществляющей водоотведение организацией протоколов абонентов для выявления лиц, допустивших сброс в ЦСВ загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов состава сточных вод занимает до 10 рабочих дней;
подготовка и предоставление осуществляющей водоотведение организацией исчерпывающего комплекта документов уполномоченному органу может занимать до 5 рабочих дней.
Учитывая изложенное, а также необходимость соблюдения предусмотренного статьей 9 Закона N 247-ФЗ принципа исполнимости обязательных требований Минэкономразвития России считает целесообразным увеличить предусмотренный пунктом 8 Порядка срок выполнения осуществляющей водоотведение организацией вышеуказанных действий.
5. Согласно пунктам 4 - 6 Порядка, а также формулам пунктов 19 и 21 Порядка при определении размера вреда водному объекту учитывается временной период сброса с превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ и 72 часа до начала такого сброса.
Однако Порядок не содержит информации о том, какие моменты принимаются за время начала и окончания сброса сточных вод с превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Так, загрязненные сточные воды поступают в ЦСВ в основном от абонентов, но сбросы в сам водный объект осуществляются организацией, осуществляющей водоотведение, в связи с чем невозможно определить точное время начала и окончания сброса.
В целях исключения рисков неоднозначного применения указанных положений Порядка, а также соблюдения установленного статьей 7 Закона N 247-ФЗ принципа правовой определенности и системности обязательных требований необходимо дополнить Порядок уточнениями вопросов определения времени начала и окончания сточных вод с превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ.
6. В соответствии с пунктом 11 Порядка предъявивший требование по возмещению вреда водному объекту уполномоченный орган рассматривает поступившие от осуществляющей водоотведение организации документы и принимает решение о необходимости возмещения вреда водному объекту, либо соглашается с мотивированными возражениями организации, осуществляющей водоотведение, об отсутствии необходимости возмещения указанного вреда.
Вместе с тем Порядок не содержит критериев принятия уполномоченным органом указанных решений, что дает возможность такому уполномоченному органу принимать по своему усмотрению решения о необходимости или отсутствии необходимости возмещения вреда водному объекту.
В этой связи, а также с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 247-ФЗ принципа правовой определенности и системности необходимо дополнить Порядок критериями принятия территориальными органами Росприроднадзора или уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Порядка решения о необходимости или отсутствии необходимости возмещения вреда водному объекту.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России могут быть сделаны выводы:
о несоответствии проекта акта положениям Закона N 247-ФЗ;
о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.