Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Порядка осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 24 сентября по 21 октября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/09-21/00120702).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта согласован рабочей группой от экспертного и делового сообщества по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере водного транспорта (протокол от 20 октября 2021 г. N РГДС 86-РГ/АК).
Проект акта разработан на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 24 августа 2021 г. N ДГ-П36-11485 в рамках реализации проекта по оптимизации нормативного правового регулирования и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности (далее - Поручение).
В отношении проектируемых норм считаем необходимым представить следующие замечания.
1. Проектом акта устанавливается порядок проведения осмотров судна с определенной периодичностью. Такая периодичность устанавливается по аналогии с балльной системой, применяемой в приказе Минтранса России от 26 октября 2017 г. N 463 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним".
Однако в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации осмотр судна проводится только в следующих случаях:
отсутствие судовых документов;
наличие достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов;
в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве;
в целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна.
Пункт 6 проекта акта допускает присвоение судну в случае отсутствия информации о нем в системе государственного портового контроля (далее - СГПК) 70 баллов. Таким образом, новое судно или впервые заходящее в российский порт судно получает 70 баллов и автоматически относится как минимум к высокой категории риска, проверяемой 1 раз в 2 месяца.
При этом снижение количества баллов возможно только при отсутствии нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам каждого осмотра судна, проведенного в течение предыдущих 24 месяцев на 5 баллов. То есть первые 2 года построенное судно будет подвергаться осмотру каждые 2 месяца.
При этом такое судно прошло процедуры классификации и освидетельствования в соответствии с Положением о классификации судов и морских стационарных судов, утвержденным приказом Минтранса России от 9 июля 2003 г. N 160, что подтверждает пригодность судна к перевозкам.
В соответствии с пунктом 12 проекта акта результаты проверки судна вносятся в СГПК лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.
То есть отсутствие информации о проверках в СГПК напрямую зависит от лица, осуществляющего государственный портовый контроль, и не зависит от судовладельцев.
Учитывая изложенное, считаем необходимым исключить из пункта 6 проекта акта присвоение судну баллов в случае отсутствия информации в СГПК.
2. В соответствии с пунктом 11 проекта акта осмотр судов осуществляется при наличии оснований для проведения такого осмотра, предусмотренных пунктом 8 проекта акта. При этом устанавливается, что информация о назначении осмотров судов является открытой и размещается на официальных сайтах администраций морских портов.
Однако проектом акта не регламентируются сроки размещения информации о проведении осмотра судна в рамках государственного портового контроля, что не позволяет своевременно планировать капитану судна свою текущую деятельность.
На основании изложенного считаем необходимым установить такой срок либо предусмотреть заблаговременное уведомление о проведении осмотра.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
- о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.