Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87"
(подготовлен Минприроды России 09.12.2021 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.47 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2021, N 45, ст. 7523), и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4791; 2009, N 18, ст. 2248) приказываю:
Внести изменения в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87 (зарегистрирован в Минюсте России 25 мая 2009 г. регистрационный N 13989), с изменениями, внесенными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.01.2014 N 47 "О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87" (зарегистрирован в Минюсте России 26 мая 2014 г., регистрационный N 32424), от 26 августа 2015 г. N 365 "О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87" (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2016 г., регистрационный N 41513) согласно приложению к настоящему приказу.
Министр |
А.А. Козлов |
Приложение
к приказу Минприроды России
от _____________ N _________
Изменения, которые вносятся в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87
1. В пункте 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), слова "(негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов)" исключить.
2. В пункте 2:
а) в абзаце первом и далее по тексту Методики слова "вредных (загрязняющих) веществ" в соответствующем падеже заменить словами "загрязняющих веществ" в соответствующем падеже;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Настоящая Методика также применяется при поступлении (сбросе) загрязняющих веществ в водные объекты через гидротехнические и иные сооружения и устройства, с водосборной площади, почвы/грунта и (или) из атмосферного воздуха.".
3. Пункт 8 исключить.
4. В пункте 9:
а) после слова "объект" дополнить словами ", а также с учетом особенностей (технических характеристик) очистных и гидротехнических сооружений и устройств, в том числе водовыпускных. В случае осуществления глубоководного выпуска сточных вод и (или) дренажных вод отбор проб допустимо производить из последнего контрольного колодца";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту и приведшего к его загрязнению в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод, допустимо производить на основании данных производственного экологического контроля.".
5. Пункт 11.1 изложить в следующей редакции:
"11.1. Коэффициент индексации К ИН, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, принимается на уровне накопленного к периоду исчисления размера вреда (год причинения вреда водному объекту) индекса-дефлятора по отношению к 2007 году, который определяется как произведение соответствующих индексов-дефляторов по годам по строке "инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) за счет всех источников финансирования", разрабатываемых и публикуемых Минэкономразвития России в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс-дефлятор).".
6. Пункт 11.2 дополнить абзацами следующего содержания:
"При отсутствии класса опасности загрязняющего вещества коэффициент К ИЗ для данного загрязняющего вещества принимается равным 1.
При отсутствии фонового показателя качества воды водного объекта, определяемого территориальными органами Росгидромета, допустимо применять лабораторные исследования отобранных проб природной воды до 500 метров выше места сброса сточных вод, проводимые организацией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
При отсутствии вышеуказанных данных применять значения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.".
7. В пункте 13:
а) в абзаце первом слова "В случаях загрязнения в результате аварий водных объектов" заменить словами "При загрязнении водных объектов в результате аварий и иных случаях";
б) абзац пятый изложить в следующей редакции:
"К ДЛ - коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект, определяется в соответствии с таблицей 4 приложения 1 к настоящей Методике. Данный коэффициент принимается равным 5 для загрязняющих веществ и (или) их компонентов, также являющихся загрязняющими веществами, в силу растворимости которых в воде водного объекта не могут быть предприняты меры по ликвидации негативного воздействия;";
в) в абзаце шестом после слова "аварий" дополнить словами "и иных случаях".
8. Пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. При принятии мер по восстановлению состояния водного объекта или его части в результате аварий и иных случаях размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктами 11, 13 и 16 настоящей Методики, уменьшается на величину подтвержденных фактических затрат на выполнение указанных мероприятий, произведенных лицами, причинившими вред, но не более чем на 50 % от суммы исчисленного вреда.
При этом право уменьшить сумму исчисленного вреда на величину фактических затрат (но не более чем на 50 % от суммы исчисленного вреда) на проведенные мероприятия приобретается лицом, причинившим вред водному объекту, при предъявлении обосновывающих документов, подтверждающих фактические затраты на выполнение мероприятий по восстановлению состояния водного объекта или его части, в судебном порядке в ходе рассмотрения дела по иску органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, к виновному лицу о взыскании вреда. Обосновывающие документы, подтверждающие фактические затраты на выполнение указанных мероприятий являются основанием для принятия решения судом об учете таких затрат и уменьшении суммы исчисленного вреда, в случае подтверждения их обоснованности органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, либо не учете данной суммы вреда.
Фактические затраты на выполнение мероприятий по восстановлению состояния водного объекта или его части по факту причинения водному объекту вреда сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, загрязнением (засорением) водного объекта мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений, а также в результате аварий и иных случаях подтверждаются лицом, причинившим вред, обосновывающими документами, в том числе:
а) справкой о количественных и качественных характеристиках водного объекта, а также качественных характеристиках донных отложений по состоянию до момента причинения вреда водному объекту, полученной в управлениях по гидрометеорологии по мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (при наличии);
б) протоколами лабораторных исследований проб воды из водного объекта, а также донных отложений, проведенных до разработки проекта восстановительных работ (программы восстановления водного объекта) по восстановлению состояния водного объекта или его части организацией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
в) протоколами лабораторных исследований проб воды водного объекта, а также донных отложений, проведенных по итогам мероприятий по восстановлению состояния водного объекта или его части организацией, аккредитованной соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
г) проектом восстановительных работ (программой восстановления водного объекта) и отчетами о ходе его исполнения;
д) договорами на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг;
е) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты оборудования, поставки товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг и иных мероприятий, предусмотренных проектом восстановительных работ (программой восстановления водного объекта);
ж) документами, подтверждающими выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных проектом восстановительных работ (программой восстановления водного объекта), в том числе актами приема-передачи объектов основных средств, разрешениями на их ввод в эксплуатацию и (или) актами ввода объектов основных средств в эксплуатацию, актами о приемке выполненных восстановительных работ (услуг) и справками о стоимости выполненных восстановительных работ (услуг), и затрат, счетами-фактурами.
Фактические затраты на выполнение мероприятий по восстановлению состояния водного объекта или его части по факту причинения вреда водному объекту сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, загрязнением (засорением) водного объекта мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений, а также в результате аварий и иных случаях должны быть направлены на:
оценку распространения загрязняющих веществ в водном объекте и их последующего влияния на качество водного объекта;
очистку донных отложений водного объекта от загрязняющих веществ;
аэрацию водных объектов;
биоремедиацию водных объектов;
очистку и восстановление водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
иные мероприятия, направленные на указанные цели, и включать в том числе:
расходы на работы (услуги) сторонних контрагентов, привлекаемых для выполнения мероприятий (в том числе расходы, связанные с арендой технологического оборудования, необходимого для выполнения мероприятий);
накладные расходы, непосредственно связанные с выполнением мероприятий.
Не подлежат учету при уменьшении исчисленного размера вреда фактические затраты на капитальное строительство, расходы на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, затраты на закупку и обслуживание специализированной техники, расходы на работы по эксплуатации и содержанию очистных сооружений, а также расходы на оценку восстановления нарушенного состояния, в том числе с привлечением специализированных экспертных организаций, командировочные расходы, расходы на заработную плату сотрудников организации, в том числе сторонних контрагентов".".
9. Раздел III "Порядок исчисления размера вреда" дополнить пунктом 21.1 следующего содержания:
"21.1. Исчисление размера вреда, причиненного ледяному (снежному) покрову водных объектов в результате несанкционированного сброса сточных вод, загрязнения их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, производится по формуле N 9.1:
УЛ = КВГ х КВ х КИН x Hi х SЛ х KЗЛ, (9.1)
где: УЛ - размер вреда, причиненного ледяному (снежному) покрову водных объектов в результате несанкционированного сброса сточных вод, загрязнения их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, тыс. руб.;
К ВГ, КВ, К ИН - коэффициенты, значения которых определяются в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики;
Hi - таксы для исчисления размера вреда от сброса i-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты определяются в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к настоящей Методике, тыс. руб./т;
SЛ - площадь загрязненного участка ледяного (снежного) покрова водных объектов, кв. м;
K ЗЛ - показатель, учитывающий нагрузку загрязнения на площадь загрязненного участка ледяного (снежного) покрова водных объектов в результате несанкционированного сброса сточных вод, загрязнения их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, т/кв. м.
Величина показателя, учитывающего нагрузку загрязнения на площадь загрязненного участка ледяного (снежного) покрова водных объектов (K ЗЛ), определяется как произведение максимальной фактической глубины загрязнения участка ледяного (снежного) покрова водных объектов (м) и средней плотности ледяного (снежного) покрова водных объектов, принимаемой равной 0,5 т/куб. м.".
10. В пункте 22:
а) в абзаце шестом:
и далее по тексту Методики слова "норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита сброса при его наличии" в соответствующем падеже заменить словами "технологического норматива, норматива допустимого сброса или временно разрешенного сброса (лимита сброса) при его наличии, а также предельно допустимой концентрации (ПДК) в случае отсутствия разрешительной документации" в соответствующем падеже;
"Сфi - средняя фактическая за период сброса концентрация i-го загрязняющего вещества в сточных водах и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) водах, определяемая по результатам анализов аккредитованной лаборатории как средняя арифметическая из общего количества результатов анализов (не менее 2-х последовательных анализов, установивших превышение допустимой концентрации i-го загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса или временно разрешенного сброса (лимита на сбросы) при его наличии, технологического норматива, а также предельно допустимой концентрации (в случае отсутствия разрешительной документации) за период времени Т.".
11. Пункт 22.3 Методики дополнить абзацем следующего содержания:
"При отсутствии фонового показателя качества воды водного объекта, определяемого территориальными органами Росгидромета, допустимо применять лабораторные исследования отобранных проб природной воды до 500 метров выше места сброса сточных вод, проводимые организацией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.".
12. Абзац 1 пункта 23.2 Методики после слова БПК полн дополнить словами "(в случае наличия технологического норматива, норматива допустимого сброса, временно разрешенного сброса или лимита на сбросы, выраженные в БПК полн )".
13. В пункте 25 после слов "характеристики судна" дополнить словами ", в том числе документов, содержащих инженерно-технические характеристики аналогичного судна".
14. Таблицу 1 приложения 1 к Методике дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. При фиксации продолжительного загрязнения водного объекта или его части в разные периоды времени года коэффициент KВГ исчисляется как среднее арифметическое значение коэффициентов соответствующих времен года.".
15. Таблицу 2 приложения 1 к Методике изложить в следующей редакции:
"Таблица 2
Коэффициент, учитывающий экологические факторы (КВ)
(состояние водных объектов)
N п/п |
Наименование |
Коэффициент, К В |
I. |
Речные бассейны, бассейны озер, морей |
|
1. |
Бассейн р. Невы |
1,51 |
2. |
Бассейн р. Неман |
1,21 |
3. |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер, озера Ильмень и указанные озера |
2,10 |
4. |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
1,18 |
5. |
Бассейн р. Волги |
1,41 |
6. |
Бассейн р. Терек |
1,55 |
7. |
Бассейн р. Урал |
1,60 |
8. |
Бассейны р. р. Сулак, Самур |
1,45 |
9. |
Прочие реки бассейна Каспийского моря |
1,39 |
10. |
Бассейн р. Дон |
1,29 |
11. |
Бассейн р. Кубани |
2,20 |
12. |
Прочие реки бассейна Азовского моря |
1,64 |
13. |
Бассейн р. Днепр |
1,33 |
14. |
Прочие реки бассейна Черного моря |
1,95 |
15. |
Бассейн озера Байкал и озеро Байкал |
3,0 |
16. |
Реки бассейнов моря Лаптевых, Белого, Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей |
2,0 |
17. |
Бассейн р. Амур |
1,27 |
18. |
Прочие реки бассейнов Охотского и Японского морей |
1,32 |
19. |
Прочие реки бассейна Тихого океана |
1,20 |
20. |
Озера |
1,80 |
|
|
|
II. |
Моря или их отдельные части |
|
21. |
Азовское, Каспийское моря до 10 км (от береговой линии) более 10 км |
1,25 1,1 |
22. |
Черное море до 10 км (от береговой линии) более 10 км |
1,15 1,05 |
23. |
Балтийское, Японское моря до 10 км (от береговой линии) более 10 км |
1,05 0,95 |
24. |
Охотское море, Тихий океан до 10 км (от береговой линии) более 10 км |
1,02 0,9 |
25. |
Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово моря до 10 км (от береговой линии) более 10 км |
1,2 0,95 |
26. |
Другие водные объекты <*> |
|
---------------
<*> Коэффициент КВ, установленный для бассейна водного объекта, увеличивается в случаях причинения вреда относящимся к его бассейну:
водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, и особо охраняемым водным объектам, родникам, гейзерам - в 1,5 раза;
болотам, ручьям, прудам, обводненным карьерам - в 1,3 раза;
каналам - в 1,2 раза;
ледникам и снежникам - в 1,4 раза.".
16. Таблицу 4 приложения 1 к Методике изложить в следующей редакции:
"Таблица 4
Коэффициенты, учитывающие длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект (К ДЛ)
Длительность негативного воздействия <*>, сут. |
Коэффициент, К ДЛ |
До 0,5 включительно |
1,2 |
Более 0,5 до 1 включительно |
1,4 |
- |
1,7 |
- |
1,9 |
- |
2,1 |
- |
2,3 |
- |
2,5 |
- |
2,7 |
- |
2,9 |
- |
3,1 |
- |
3,3 |
- |
3,5 |
- |
3,7 |
- |
4,0 |
Более 21 |
5,0 |
---------------
<*> Длительность негативного воздействия рассчитывается как разница между временем окончания ликвидации загрязнения и временем начала поступления (сброса) загрязняющих веществ.
Примечание. Временем окончания ликвидации загрязнения признается дата отбора проб воды водного объекта, указанная в протоколах количественно-химических анализов (в количестве не менее 2-х анализов), подтверждающих отсутствие превышений загрязняющих веществ над фоновыми концентрациями, отобранными до 500 метров выше места загрязнения аккредитованной лабораторией в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и (или) над предельными допустимыми концентрациями.
Лицо, причинившее вред водному объекту или его части направляет официальное письмо (уведомление) об окончании мероприятий по ликвидации загрязнения (засорения) и (или) восстановлению состояния водного объекта или его части с приложением вышеуказанные подтверждающих документов в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический надзор".
17. В наименованиях таблиц 5 - 8 приложения 1 к Методике после слова "аварий" дополнить словами "и иных случаях".
18. Приложение 4 к Методике исключить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.