Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форму и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 21 августа 2017 г. N 452" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 24 июня по 7 июля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-21/00117245).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с данными, представленными в сводном отчете, проект акта разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений".
Указанная норма устанавливает, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2023 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов, и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Фактически проект акта вносит изменения в Порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в также утверждает новые Требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.
Рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере лесного хозяйства в отношении проекта акта было принято решение о согласовании проекта акта с учетом замечаний (протокол от 9 июля 2021 г. N 8-РГПС/оч).
Рабочей группой в сфере экологии и природопользования при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы принято решение о согласовании проекта акта без замечаний (протокол от 8 июля 2021 г. N РГПС 211.1).
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 15 по 24 ноября 2021 года.
В рамках проведенных публичных консультаций в адрес Минэкономразвития России поступили позиции АО "СТНГ", ПАО "Новатэк", ПАО "Сургутнефтегаз", содержащие замечания и предложения в отношении проекта акта. Замечания участников публичных консультаций были учтены при подготовке настоящего заключения, неучтенные замечания отражены в приложении к настоящему заключению.
С учетом информации, представленной разработчиком и участниками публичных консультаций по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
I. Проект акта не соответствует требованиям Федерального закона от 30 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях Российской Федерации" (далее - Закон об обаятельных требованиях).
Так, в соответствии со статьей 15 Закона об обязательных требованиях с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, вступивших в силу до 1 января 2020 года, нарушение таких обязательных требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Указанное правило не распространяется на перечень нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467 (далее - Постановление N 2467).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 2467 в случае необходимости внести после 1 января 2021 года изменения в акт, включенный в указанный перечень, такой нормативный правовой акт признается утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает проект нового нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Закона об обязательных требованиях.
В связи с тем, что приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 августа 2017 г. N 452 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме" (далее - действующий приказ) вступил в силу до 1 января 2020 года и включен в перечень, утвержденный Постановлением N 2467, действующий приказ необходимо признать утратившим силу и разработать проект нового нормативного правового акта. Внесение изменений в действующий приказ невозможно в соответствии с действующим законодательством.
II. По существу проектируемых изменений отмечаем следующее.
Проект акта не отвечает принципам, установленным Законом об обязательных требованиях.
В соответствии со статьей 7 Закона об обязательных требованиях содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
Пункт 3 проекта акта, закрепляющий Требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме, устанавливает, что графическая информация (материалы фотофиксации) формируется в виде файла (многоцветный формат (не менее чем 24-битном цветовом пространстве) Png или Jpeg, с разрешением изображения не менее 1920x1080 пикселей, с разрешением матрицы не менее 2 Мп, качество должно позволять в полном объеме распознать графическую информацию.
Предоставление изображений объектов добывающих компаний (взрывоопасных объектов), которые неизбежно попадут в объектив камеры, исходя из вопросов безопасности, террористической угрозы может оказаться невозможным.
Таким образом, проект акта, решая поставленную проблему по установлению обязательного требования предоставлять отчеты в электронном виде, порождает ряд вопросов, связанных с исполнением проектируемых норм.
В связи с изложенным проект акта нуждается в доработке и обосновании.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии Закону об обязательных требованиях;
об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что пункт 3 проекта акта противоречит действующему пункту 8 Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Так, действующая норма предусматривает, что фотофиксация должна производиться в формате JPEG с минимальным разрешением - 5 Мпикс.
Таким образом, проектируемые нормы целесообразно привести в соответствие действующему правовому регулированию в части установления минимального разрешения файла.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России
"О внесении изменений в перечень информации, включаемой в отчет
о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форму и порядок представления отчета
о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета
о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме,
утвержденные приказом Минприроды России от 21 августа 2017 г. N 452"
СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
поступивших по результатам публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия
В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форму и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме, утвержденные приказом Минприроды России от 21 августа 2017 г. N 452" (далее - проект акта) Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, в период с 15 по 24 ноября 2021 г. проведены дополнительные публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества, по результатам которых в отношении проекта акта получены замечания и предложения АО "СТНГ", ПАО "Новатэк", ПАО "Сургутнефтегаз".
N п/п |
Структурная единица проекта/отчета |
Содержание замечания/предложения по проекту/отчету |
1. |
Проект акта в целом |
ПАО "Сургутнефтегаз" Выносится предложение о разработке отдельной формы отчета о воспроизводстве лесов для лесного участка, на котором было выполнено компенсационное лесовосстановление или лесоразведение в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению в соответствии со ст.63.1 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на лесных участках, предназначенных для этих работ. Один такой участок может покрывать обязательства по лесовосстановлению в отношении нескольких договоров аренды, по которым осуществлялись вырубки лесных насаждений (от одного-двух договоров до нескольких сотен договоров). Существующие форма и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов не учитывают указанную специфику и требуют представление отчетов не в отношении лесных участков, на которых выполнены работы, а в отношении арендуемых лесных участков, в счет вырубок которых осуществлялось лесовосстановление. Такой подход потребует подготовки сотен отчетов о воспроизводстве лесов после выполнения работ на одном лесном участке. |
2. |
Проект акта в целом |
ПАО "Сургутнефтегаз" Предлагается дополнить пунктом "д" следующего содержания "или иным уполномоченным лицом". |
3. |
Пункт 3 проекта акта |
ПАО "Новатэк" Согласно пункту 1 Проекта ХМ[-схемы, используемые для формирования Отчета, признаются введенными в действие со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства. Предполагаемая дата вступления в силу Проекта 1 марта 2022, ХМЕ-схемы со дня размещения на сайте Федерального агентства лесного хозяйства. Остается не ясным, с какого момента нужно предоставлять графическую информацию (материалы фотофиксации). |
4. |
Проект акта в целом |
АО "СТНГ" "отчет должен включать информацию о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющих использование лесов." АО "СТНГ" осуществляет строительство объектов ПАО "Газпром", где арендатором лесных участков является ПАО "Газпром" по ст. 43-45 Лесного Кодекса Российской Федерации. При сносе лесных насаждений используется техника как АО "СТНГ", так и субподрядных организаций. Введение в действие указанной нормы не позволит осуществлять снос лесных насаждений техникой подрядных и субподрядных организаций, что приведет к остановке государственных, инвестиционных строек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.