Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений N 1 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011)" (далее соответственно - проект решения, изменения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростехнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
На основании пояснительной записки к проекту решения основанием для его разработки является пункт 33 раздела II Плана разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79.
Проект решения подготовлен в целях повышения степени защищенности жизни и (или) здоровья человека посредством обеспечения безопасности применения кабелей для внешних электрических цепей, предназначенных для работы во взрывоопасных средах.
Проектом решения предусматривается:
- расширение сферы действия TP ТС 012/2011 на электрическое (электрооборудование), включая Ex-компоненты, и неэлектрическое оборудование для работы во взрывоопасных средах, входящие в состав средств индивидуальной защиты, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, передвижных морских платформ и буровых платформ для работы в морских и внутренних водах, иных плавучих средств, а также используемых на них машин и оборудования, транспортных средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов воздушным, наземным, железнодорожным или водным транспортом;
- дополнение TP ТС 012/2011 требованиями к кабельной продукции, предназначенной для работы во взрывоопасных средах;
- дополнение TP ТС 012/2011 новыми требованиями к оборудованию, в том числе к его кабельным вводам и соединительным устройствам;
- дополнение TP ТС 012/2011 требованиями к автономным химическим источникам тока (элементам и батареям), входящим в состав взрывозащищенного оборудования.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта решения размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/09-21/00120214).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта решения в период с 10 сентября по 7 октября 2021 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 Правил проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 29 октября по 12 ноября 2021 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту решения в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Т Плюс", ПАО НК "РуссНефть", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, АО "Теплоэнерго", не содержащие замечаний к проекту решения, позиции Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ООО НПП "Спецкабель", ПАО "Сургутнефтегаз", содержащие замечания к проектируемым изменениям, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта решения Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
1. Пунктом 9 изменений предлагается установить требования к кабелям для внешних электрических цепей для работы во взрывоопасных средах без дифференциации по видам кабелей, что приводит к невозможности выполнения определенных требований для некоторых из них.
Так, обеспечение опережающего отключения*(1) предусмотрено только для гибких шахтных кабелей*(2). Одновременно прилагаемый к проекту решения проектируемый перечень стандартов на требования к кабелям, предназначенным для эксплуатации во взрывоопасных средах, распространяется только на кабели напряжением свыше 1000 В.
Кроме того, по данным, представленным ООО НПП "Спецкабель" в рамках проведения публичных консультаций на проект решения, кабели с опережающем отключением должны иметь в конструкции два экрана, разделенные диэлектриком. Такие конструкции отсутствуют в монтажных кабелях напряжением до 600 В. При этом вероятность механического удара по кабелям исчезающе мала. Защита от перенапряжений в монтажных кабелях производится с помощью серийно выпускаемых барьеров искробезопасности. В связи с чем распространение опережающего отключения на кабели монтажные нецелесообразно.
Статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 указанного закона.
Также стоит отметить, что, согласно сводке отзывов, поступивших в результате общественного обсуждения проекта решения, разработчиком принято решение об учете указанного замечания.
В связи с чем пункт 9 изменений требует соответствующей доработки.
2. Проектом решения предусмотрен срок, в течение которого проектируемые изменения вступают в силу - по истечении 180 календарных дней со дня принятия изменений в ТР ТС 012/2011.
При этом пунктом 9 изменений устанавливаются в том числе ранее не предусмотренные требования в отношении разработки и изготовления всех видов кабелей для внешних электрических цепей для работы во взрывоопасных средах, например, обеспечение:
- поверхностного электрического сопротивления оболочки кабеля;
- ограничения газопроницаемости.
Реализация таких нововведений потребует проведения испытаний кабелей на соответствующие показатели, а соответственно, закупку испытательного оборудования и подготовку испытательных лабораторий, для чего, по оценкам субъектов регулирования*(3), потребуется от 1 года до 2 лет.
Одновременно с этим проектируемые изменения потребуют значительных затрат субъектов регулирования, как это указано разработчиком в пояснительной записке к проекту решения (расчет издержек представлен в пункте 2 сводной таблицы результатов проведения публичных консультаций по проекту решения с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности):
- производителей (изготовителей), продавцов и импортеров оборудования и кабелей для работы во взрывоопасных средах на проведение процедур оценки соответствия указанной продукции требованиям TP ТС 012/2011;
- органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на закупку необходимого испытательного оборудования и проведение аккредитации (изменение области аккредитации) на новые виды продукции (кабели) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта решения Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом решения, разработчиком обоснованы.
В проекте решения выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Опережающее отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое снятие напряжения в начале процесса повреждения кабеля до возникновения опасности появления открытого искрения
*(2) ГОСТ Р 58718-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Горное дело. Кабели гибкие шахтные. Методы проверки обеспечения опережающего отключения при раздавливании (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 3 декабря 2019 г. N 1336-ст)
*(3) ООО НПП "Спецкабель", ПАО "Сургутнефтегаз"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.