Доработанный текст проекта Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении типовой программы подготовки командира воздушного судна (для пилотов, прошедших обучение по программе "Подготовка авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего требованиям к обладателю свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации" (вид воздушного судна "самолет"))"
(подготовлен Минтрансом России от 16.11.2021)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от______________N_______
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
подготовки командира воздушного судна (для пилотов, прошедших обучение по программе "Подготовка авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего требованиям к обладателю свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации"
(вид воздушного судна "самолет"))
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Введение.
Программа подготовки командира ВС (для пилотов, прошедших обучение по программе "Подготовка авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего требованиям к обладателю свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации" (вид воздушного судна "самолет")) (далее - Программа) является дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и относится к программам подготовки кандидатов на получение квалификационной отметки.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
- Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее ФАП-128).
- Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (далее ФАП-147).
- Стандартов, принятых Европейским агентством по безопасности полетов EASA, документов ИКАО и др.
Программа является нормативным документом, в соответствии с которым проводится подготовка командира ВС эксплуатанта, решение о вводе в строй пилота принимает должностное лицо, исполняющее согласно локальной документации эксплуатанта обязанности руководителя летной службы.
Программа обеспечивает получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
1.1. Цель подготовки
Целью реализации Программы является получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в качестве командира ВС в соответствии с требованиями, изложенными в п.3.3 ФАП-128 и РПП эксплуатанта.
Слушатель, успешно завершивший обучение по Программе, должен обладать профессиональными навыками и компетенциями:
- владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета;
- знать и соблюдать имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры Российской Федерации, а также тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна;
- руководить работой экипажа воздушного судна в соответствии с трудовым законодательством, государственными нормативными актами и локальными актами эксплуатанта по охране труда по направлениям своей деятельности, обеспечивать дисциплину и порядок на ВС, проявлять заботу о пассажирах;
- принимать необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту ВС людей, сохранности ВС и находящегося на нем имущества, специального оборудования и полетной документации после закрытия входной двери с целью выполнения полета и до открытия хотя бы одной из них после завершения полета;
- уметь правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при принятии решения на вылет и в полете, принимать решение на вылет в соответствии с РПП эксплуатанта;
- контролировать в соответствии с РЛЭ и Технологией работы экипажа состояние и готовность воздушного судна, правильность его загрузки по перевозочной документации;
- проводить разбор полета (полетов) в экипаже;
- создавать и поддерживать в экипаже позитивную атмосферу делового сотрудничества и открытого обмена информацией, способствующую активному участию всех членов экипажа в принятии решений в целях обеспечения безопасности и эффективности выполнения полета. Использовать соответствующие стандарту эксплуатанта принципы управления ресурсами экипажа (CRM) при организации взаимодействия, коммуникации, принятии решений и управления угрозами и ошибками (ТЕМ).
В результате освоения программы слушатель должен знать:
- основы правового регулирования воздушного транспорта и обязанности командира ВС;
- вопросы корпоративной культуры авиакомпании;
- информационную политику и взаимодействие с кабинным экипажем и другими службами, обеспечивающими выполнение полета;
- рациональную организацию работы экипажа на различных этапах подготовки и выполнения полета на внутренних и международных линиях с учетом особенностей летного труда и статуса командира ВС.
1.2. Требования, установленные воздушным законодательством Российской Федерации, к лицу, проходящему подготовку, и перечень нормативных правовых актов, устанавливающих данные требования.
К подготовке по Программе допускаются пилоты, имеющие квалификационную отметку об освоенном типе ВС в соответствии с требованиями ФАП-147 (п.п. 2.5, 2.7), соответствующие требованиям:
- статьи 57 Воздушного кодекса Российской Федерации;
- пункта 5.82 ФАП-128;
- Руководства по производству полетов авиакомпании.
Требования к слушателям.
Кандидаты на ввод в строй командирами ВС должны иметь:
- действующее свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов в качестве пилота на типе ВС после прохождения программы "Подготовка авиационного персонала для подтверждения уровня, соответствующего требованиям к обладателю свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации" (вид воздушного судна "самолет"));
- отличные оценки по технике пилотирования и практической работе членов летного экипажа в полете (LINE CHECK), квалификационной проверке на комплексном тренажере (PROFICIENCY CHECK);
- уровень владения английским языком по шкале ICAO не ниже четвертого, в случае, если планируется выполнение международных полетов.
1.3. Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих данные требования.
- Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее ФАП-128);
- Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (далее ФАП-147);
- РПП авиакомпании.
1.4. Документы, подтверждающие прохождение подготовки, выдаваемые лицу в случае прохождения программы подготовки.
После прохождения кандидатом обучения по Программе и успешного выполнения контрольно-проверочных полетов (итогового контроля) инструктором-экзаменатором оформляется "Акт квалификационной проверки пилота (Приложение в соответствии с положениями РПП авиакомпании бланк прохождения подготовки (Задание на тренировку), вносится запись в лётную книжку.
ГЛАВА 2. ПЛАН ПОДГОТОВКИ
2.1. Форма подготовки - очная.
2.2. Продолжительность и режим занятий.
Продолжительность учебного дня составляет:
- теоретическая подготовка - в рамках 8-часового рабочего дня в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
- тренажерная подготовка - 4 астрономических часа;
- летная подготовка - максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа - 8 часов.
- программа определяет общие объемы подготовки к полетам в качестве командира ВС.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа в рамках летной подготовки определяется в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 ноября 2021 N 139".
В Программе объем задач и упражнений тренажерной и летной тренировки указывается минимальным количеством полетов.
Объем подготовки
Подготовка по Программе | ||||
Подготовка к полетам в качестве командира ВС. | ||||
НП |
Тренажерная подготовка |
Тренировка в рейсовых условиях |
КПП |
Самостоятельные полеты под контролем пилота-инструктора |
+ |
+ |
50 полетов |
+ |
8 полётов |
2.3. Этапы подготовки
Теоретическая подготовка, состоящая из самостоятельной подготовки, консультаций и проверки знаний, проводимых лицом командно-летного или инструкторского состава.
Тренажерная подготовка, состоящая из ознакомления с оборудованием кабины самолета, действиями с органами управления воздушного судна и его систем; отработкой выполнения стандартных операционных процедур; формирование и закрепление навыков способствующих успешному освоению самолета и работы пилота по элементам полетных заданий; формирование навыков у слушателей по оценке обстановки, принятию решения и действиям в аварийных и нештатных ситуациях на конкретном типе воздушного судна.
Летная подготовка, состоящая из тренировки в рейсовых условиях с пилотом-инструктором, контрольно-проверочных полетов и самостоятельных полетов под контролем пилота-инструктора.
Практическая подготовка (стажировка) состоящая из самостоятельных полетов под контролем пилота-инструктора.
2.4. Перечень разделов (видов подготовки).
N п.п. |
Наименование разделов (видов подготовки) |
Количество часов/ полетов |
Форма контроля часы /полеты |
||
Всего |
Теоретическая |
Практическая |
|||
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, в академических часах |
6/0 |
6/0 |
- |
- |
2 |
ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА, в астрономических часах |
12/0 |
- |
10/0 |
Зачет 2/0 |
3 |
ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА, в полетах |
0/52 |
- |
0/50 |
Зачет 0/2 |
4 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В полетах |
0/8 |
- |
0/8 |
- |
|
Итого по программе: |
6 акад. часов + 12 астр. час. + 60 пол. |
6 |
10 астр. час. + 58 пол. |
2 астр. час. + 2 пол. |
ГЛАВА 3, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п.п. |
Наименование разделов (видов подготовки), задач, упражнений |
Количество часов |
Форма контроля/ часы (полеты) |
||
Всего |
Теоретическая подготовка |
Практическая подготовка |
|||
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, в академических часах |
6.00 |
6.00 |
- |
- |
1 |
Задача 1. Наземная подготовка |
6.00 |
6.00 |
- |
- |
1.1 |
Упражнение 1. Ознакомление с программой подготовки и порядком её выполнения |
0.30 |
0.30 |
- |
- |
1.2 |
Упражнение 2. Подтверждение теоретических знаний |
2.00 |
2.00 |
- |
- |
1.3 |
Упражнение 3. Подтверждение знаний РПП Авиакомпании |
2.00 |
2.00 |
- |
- |
1.4 |
Упражнение 4. Методика выполнения взлета при видимости на ВПП менее 400м |
1.30 |
1.30 |
|
|
|
ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА, в астрономических часах |
12.00 |
- |
10.00 |
Зачет / 2.00 |
2 |
Задача 2. Тренажерная подготовка |
12.00 |
- |
10.00 |
Зачет / 2.00 |
2.1 |
Упражнение 1. Тренировка по выполнению полетов и стандартных процедур с левого пилотского сидения |
3.00 |
- |
3.00 |
- |
2.2 |
Упражнение 2. Тренировка по выполнению полетов при усложнении условий полета, в сложных и аварийных ситуациях |
6.00 |
- |
6.00 |
- |
2.3 |
Упражнение 3. Тренировка по сценарию LOS |
1.00 |
- |
1.00 |
- |
2.4 |
Упражнение 4. Квалификационная проверка на тренажере |
2.00 |
- |
- |
Зачет / 2.00 |
|
ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА, в полетах |
52 |
|
52 |
Зачет / 2 |
3 |
Задача 3. Тренировка в рейсовых условиях с пилотом-инструктором |
50 |
- |
50 |
- |
4 |
Задача 4. Контрольно-проверочные полеты перед допуском к самостоятельным полетам в качестве командира ВС |
2 |
- |
|
Зачет / 2 |
5 |
Задача 5. Самостоятельные полеты под контролем пилота-инструктора |
8 |
- |
8 |
|
|
Итого по программе: |
6 акад. часов + 12 астр. час. + 60 пол. |
|
|
|
ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
4.1. Методические рекомендации по выполнению Программы
1. Процедура оформления допуска пилота к вводу в строй командиром ВС в соответствии с настоящей Программой определяется требованиями РПП эксплуатанта.
2. Допуск летного специалиста к вводу в строй и назначение инструктора для прохождения рейсовой тренировки по Задаче 3 оформляется актом должностного лица, исполняющего обязанности руководителя летной службы.
3. В процессе подготовки по Задачам 1 и 2 проводится "Подготовка и допуск командира ВС к выполнению взлетов при видимости на ВПП менее 400м", ( если данный допуск предусмотрен ППЧЛЭ авиакомпании).
4. Подготовка по Задаче 2 "Тренажерная подготовка", засчитывается в качестве периодической тренировки / проверки на тренажёре, предусмотренной ППЧЛЭ.
5. Методические рекомендации по проведению конкретного вида подготовки приводятся непосредственно в указаниях к задаче.
6. Летная подготовка к самостоятельной работе производится одним инструктором. Приказ о назначении инструктора или его замене с указанием причины издается в установленном порядке. Экзаменаторы по решению летных руководителей контролируют ввод в строй путем выполнения полетов в качестве инструктора по программе ввода в строй.
7. В любом случае проверка на допуск к полетам не может выполняться лицом, сделавшим заключение о допуске к проверке.
4.2 Краткое изложение основных вопросов.
ЗАДАЧА 1. НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА.
Время - 6.00 часов
Упражнение 1. Ознакомление пилота с программой подготовки.
Время - 0.30 минут
Цель: Ознакомить пилота с порядком прохождения подготовки и акцентировать внимание на необходимые теоретические знания и практические навыки после прохождения упражнений и задач.
Указания: Ознакомление с программой подготовки проводит пилот-инструктор.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Факт прохождения подготовки по Упражнению 1 Задачи 1 оформляется в задании на тренировку.
Упражнение 2. Подтверждение теоретических знаний.
Время - 2.00 часа
Цель: Проверить уровень теоретических знаний пилота.
Указания: Проверку проводит лицо командно-летного или инструкторского состава по следующим тематическим блокам:
Содержание:
1. Общие и организационные вопросы работы КВС:
- основы нормативной и правовой базы, обязанности и функции командира ВС, требования эксплуатанта по выполнению полетов;
- система управления безопасностью полетов;
2. Формы и методы работы КВС:
- проведение предварительной и предполетной подготовки, осуществление руководства в экипаже;
- ведение и оформление полетной документации;
- взаимодействие командира ВС со смежными службами и кабинным экипажем;
- управление ресурсами кабины (CRM).
3. Работа КВС с экипажем:
- использование материалов ССПИ для качественной оценки выполнения полета;
- проведение послеполетного разбора с анализом и оценкой работы каждого члена экипажа и рекомендации по ее улучшению;
- принятие решения на вылет согласно РПП.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты прохождения подготовки по Упражнению 2 Задачи 1 и допуск к прохождению Упражнения 3 оформляются задании на тренировку.
Упражнение 3. Подтверждение знаний РПП Авиакомпании.
Время - 2 часа
Цель: Проверить уровень знаний пилотом технологии работы экипажа, стандартных операционных и аварийных процедур, необходимых для выполнения полётов с левого пилотского сидения.
Указания: Проверку проводит лицо командно-летного или инструкторского состава.
Содержание:
1. Технология взаимодействия и работы экипажа:
- применение принципов CRM;
- основные этапы полета в контексте работы экипажа;
- Нормативы оценок по подготовке и выполнению полетов на ВС, а также нормативы оценок захода ВС на посадку.
2. Службы авиакомпании и взаимодействие КВС с ними:
- инженерное обеспечение полетов;
- наземное обеспечение полетов;
- аэронавигационное обеспечение полетов;
- перевозка пассажиров, грузов и багажа;
- авиационная и транспортная безопасность.
3. Рабочее время экипажа:
- расчет рабочего времени экипажа;
- время отдыха экипажа;
- применение перерыва в полетной смене;
- действия КВС при задержках и иных непредвиденных обстоятельствах;
- действия КВС при уходе на запасной аэродром;
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты прохождения подготовки по Упражнению 3 Задачи 1 оформляются в задании на тренировку.
Упражнение 5. Методика выполнения взлета при видимости на ВПП менее 400м.
Время - 1.30 часа
Цель: Предоставить пилоту необходимый объем знаний в области выполнения взлетов при видимости на ВПП менее 400м и проверить уровень знаний пилота.
Указания: Теоретическая подготовка проводится пилотом самостоятельно с консультациями пилота-инструктора и включает в себя:
- правила выбора запасного аэродрома для взлёта;
- особенности прерванного и продолженного взлёта;
- характеристику светосигнального оборудования ВПП;
- правила применения информации о видимости по участкам на ВПП;
- ограничения при выполнении взлёта при видимости на ВПП менее 400 м.
Оценка знаний проводится лицом командно-летного или инструкторского состава методом устного опроса или с использованием ПК.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты прохождения подготовки по Упражнению 4 Задачи 1 и допуск к прохождению Задачи 2 оформляются в задании на тренировку.
ЗАДАЧА 2. ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА. Время - 12 часов
Упражнение 1. Тренировка по выполнению полётов и стандартных процедур с левого пилотского сидения.
Время - 3 часа
Цель: Отработать навыки управления самолетом и выполнения стандартных процедур с левого пилотского сидения.
Указания: Тренировку проводит пилот-инструктор, назначенный для ввода в строй, имеющий соответствующий допуск.
В процессе тренировки выполняются (отрабатываются):
- процедуры подготовки кабины к полёту, запуска и выключения двигателей,
- руление,
- визуальные полёты в районе аэродрома,
- выполнение схем выхода и набора высоты, в том числе с соблюдением противошумовых процедур (SID),
- выполнение схем снижения и захода на посадку (STAR), ухода на второй круг,
- заходы на посадку и посадки при метеоусловиях, соответствующих минимуму I категории ICAO,
- заходы на посадку по неточным системам с последующими посадками, в том числе с выполнением процедуры кругового маневрирования (circle-to-land).
При выполнении тренировки правое сидение занимает пилот, имеющий допуск к самостоятельным полётам на данном типе ВС.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты прохождения подготовки по Упражнению 1 Задачи 2 в задании на тренировку.
Упражнение 2. Тренировка по выполнению полётов при усложнении условий полёта, в сложных и аварийных ситуациях.
Время - 6 часов
Цель: Отработать навыки управления самолетом и взаимодействия в экипаже при выполнении полетов с левого пилотского сидения при усложнении условий полёта, в сложных и аварийных ситуациях и при предельных метеоусловиях для ВС.
Указания: Тренировку проводит пилот-инструктор, назначенный для ввода в строй, имеющий соответствующий допуск.
В процессе тренировки отрабатываются следующие элементы:
- взлет и прерванный взлет при видимости на ВПП 200м, в том числе при максимально-допустимой боковой составляющей ветра;
- отказ и пожар двигателя на взлете после V1, в том числе до V2;
- действия при сдвиге ветра при взлёте и посадке;
- визуальный заход на посадку;
- заход на посадку по приборам по точным и неточным системам при метеоусловиях, соответствующих предельным значениям для типа ВС, в том числе с неработающим двигателем и без использования автоматических систем управления;
- уход на 2-й круг, в том числе с высоты ниже ВПР и с отказавшим двигателем;
- отработка действий при экстренной вынужденной посадке после взлёта, посадка с максимальной массой, аварийная эвакуация;
- посадка при максимально-допустимой боковой составляющей ветра;
- маневры по сигналам и командам TCAS;
- маневры по сигналам и командам систем предупреждения столкновения с земной поверхностью (EGPWS);
- действия по выполнению заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО;
- выполнение аварийного снижения по причине разгерметизации, пожара, задымления;
- выполнение посадки с невыпущенной / не полностью выпущенной механизацией;
- потеря работоспособности второго пилота;
- действия экипажа по предупреждению сваливания при уменьшении скорости менее допустимой, вывод ВС из режима сваливания и сложного пространственного положения;
- особенности эксплуатации ВС в весенне-летний и/или осенне-зимний период;
- характерные и наиболее сложные для типа ВС отказы и неисправности, требующие принятия решений командиром ВС.
При выполнении тренировки правое сидение занимает пилот, имеющий допуск к самостоятельным полётам на ВС данного типа.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты прохождения подготовки по Упражнению 2 Задачи 2 и допуск к прохождению квалификационной проверки по Упражнению 4 Задачи 2 оформляются в задании на тренировку.
Упражнение 3. Тренировка по сценарию LOS.
Время - не менее 1 часа
Цель: Дать тренировку по отработке элементов CRM (Управление Ресурсами Экипажа) при принятии решений и взаимодействии в экипаже и действий по локализации усложнений условий полёта, нестандартных ситуаций.
Указания: Тренировку проводит пилот-инструктор, назначенный для ввода в строй, имеющий соответствующий допуск.
Сценарий тренировки выбирается пилотом-инструктором из заранее подготовленных сценариев и не должен быть известен тренируемым пилотам.
Выполнение полёта не оценивается. По завершении полёта проводится детальный анализ действий экипажа и принятых решений.
Тренировка по данному упражнению может проводиться после выполнения квалификационной проверки на тренажёре по Упражнению 4 настоящей Задачи.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты прохождения подготовки по Упражнению 3 Задачи 2 оформляются в задании на тренировку.
Упражнение 4. Квалификационная проверка на тренажёре. Время - 2 часа
Цель: Определить уровень профессиональной подготовки к выполнению полётов в нормальных условиях и аварийных ситуациях.
Указания: Проверка выполняется пилотом-инструктором экзаменатором.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты квалификационной проверки и допуск к прохождению летной подготовки оформляются в задании на тренировку и акте проверки.
ЗАДАЧА 3. ТРЕНИРОВКА В РЕЙСОВЫХ УСЛОВИЯХ С ПИЛОТОМ-ИНСТРУКТОРОМ.
Полетов - 50
Цель: Получить необходимые навыки и опыт для выполнения самостоятельных полетов в качестве командира ВС.
Указания: Тренировку проводит пилот-инструктор, назначенный для ввода в строй, имеющий соответствующий допуск.
В процессе тренировки командир ВС - стажер под контролем пилота-инструктора в полном объеме выполняет обязанности командира ВС. Пилот-инструктор уделяет особое внимание умению КВС - стажера правильно оценивать метеоусловия, аэронавигационную обстановку, техническое состояние ВС, принимать решения на полет и/или продолжение полета, организовывать работу в экипаже.
Окончательное решение о выполнении полета принимает пилот-инструктор и оформляет соответствующую документацию (при необходимости).
Инструктор берет управление (перераспределяет функции пилотов в экипаже, становясь пилотирующим пилотом), предупреждая о своем решении, в тех случаях, когда ошибка стажера может привести к нарушению безопасности полета.
После прохождения подготовки по упражнению стажер должен уметь:
- проводить предполетную подготовку;
- принимать решение на вылет в соответствии с установленными документами;
- своевременно принимать решения об изменении плана полета и о прекращении захода на посадку в соответствующих ситуациях;
- осуществлять управление воздушным судном в соответствии с регламентирующими документами;
- применять установленные стандартные операционные процедуры при выполнении функций как пилотирующего, так и не пилотирующего пилота;
- оценивать работу членов экипажа при подготовке к полету и в полете;
- проводить разбор полетов в экипаже.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты тренировки с оценкой по каждому полёту оформляются в задании на тренировку. После окончания тренировки по Задаче 3 пилот-инструктор дает заключение о допуске командира ВС - стажера к проверочным полетам по Задаче 4.
ЗАДАЧА 4. КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ ПЕРЕД ДОПУСКОМ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПОЛЕТАМ В КАЧЕСТВЕ КОМАНДИРА ВС.
2 полёта
Цель: Определить готовность стажера к выполнению самостоятельных полетов в качестве командира ВС.
Указания: Проверка по настоящей задаче проводится в производственных условиях инструктором-экзаменатором, допущенным к данному виду проверки, и совмещается с квалификационной проверкой на ВС, предусмотренной ППЧЛЭ Авиакомпании.
Посадки выполняются без использования автопилота и автомата тяги.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Результаты выполнения контрольно-проверочных полетов по Задаче 4 и заключение о возможности допуска к самостоятельным полётам в качестве командира ВС оформляются инструктором-экзаменатором в "Акте квалификационной проверки пилота" и в лётной книжке.
По результатам контрольно-проверочных полётов по настоящей Задаче пилот допускается к самостоятельным полётам в качестве командира ВС при следующих предельных метеоусловиях:
- для посадки - по минимуму I категории;
После положительного заключения по результатам КПП на основании решения приказом генерального директора пилот назначается на должность командира ВС.
Свидетельство пилота и приложение к свидетельству подлежат замене в установленном порядке.
ЗАДАЧА 5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ ПОД КОНТРОЛЕМ ПИЛОТА-ИНСТРУКТОРА.
8 полетов.
Цель: Закрепить навыки, полученные в процессе ввода в строй, и приобрести практику самостоятельных полетов.
Указания: В процессе выполнения полетов пилот-инструктор контролирует работу экипажа, не занимая пилотского сидения.
Если метеоусловия на взлёте или посадке ниже предельных значений, при которых командиру ВС разрешено выполнять взлет / посадку, то пилот-инструктор занимает:
- при метеоусловиях не ниже I категории ИКАО - правое пилотское сидение, заход на посадку и посадку в данном случае может выполнять командир ВС;
- при метеоусловиях ниже I категории ИКАО - левое пилотское сидение (при наличии необходимого соответствующего допуска у второго пилота).
В случаях, когда действия командира ВС не обеспечивают достаточного уровня безопасности полета, пилот-инструктор оказывает помощь.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ:
Замечания и заключение о допуске командира ВС к самостоятельным полетам оформляются пилотом-инструктором в задании на тренировку.
4.3. Перечень методических материалов, пособий, технических средств обучения.
1. Все учебные пособия, используемые в процессе обучения, должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующим конкретный вид деятельности.
Литература:
РПП Авиакомпании (части "А", "В", "С", "Д").
ППЧЛЭ конкретного типа ВС (дополнение к части "Д" РПП Авиакомпании).
РЛЭ конкретного типа ВС.
2. Для проведения теоретических занятий необходимо помещение, которое:
- обеспечивает соответствие санитарные нормам и требованиям противопожарной безопасности;
- оборудовано учебно-методическим оборудованием, необходимым для проведения конкретного занятия (например: классная доска, проектор, компьютер, столы и стулья, расположенные в порядке, удобном для коммуникации преподавателя-инструктора) и слушателей.
3. В качестве технических средств обучения используются:
- обучающий материал на бумажных и электронных носителях, в т.ч. с применением обучающих компьютерных технологий, тренажерные устройства имитации полета, допущенные уполномоченным органом в области гражданской авиации для соответствующих видов тренировки и проверки летного состава.
- тренажеры не ниже уровня "Level С" по классификации IATA, сертифицированные (допущенные) полномочным в области авиации государственным органом для соответствующих видов тренировки и проверки летного состава.
4. Технические средства обучения, программное обеспечение, методические материалы должны соответствовать требованиям эффективного обучения.
Глава 5. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ (УМЕНИЙ)
1. Оценка качества освоения Программы и уровня знаний, навыков (умений) осуществляется по итогам каждой этапа подготовки и предполагает следующие виды контроля: текущий, промежуточный контроль и итоговый контроль.
2. Текущий контроль проводится в процессе обучения и служит для оценки успешности освоения учебного материала. Время, отводимое на текущий контроль, Программой не установлено, оно определяется инструктором самостоятельно, но не может превышать 15% от общего времени занятий.
По завершению самостоятельной теоретической подготовки и подготовки с пилотом-инструктором проводится устный опрос, письменное или компьютерное тестирование для оценки знаний.
3. Промежуточный контроль предусматривает проведение зачета по результатам тренажерной подготовки (квалификационная проверка на тренажёре).
4. Итоговый контроль предусматривает проведение контрольно-проверочных полетов перед допуском к самостоятельным полётам в качестве командира ВС.
5. Оценка качества знаний и навыков (умений) производится в соответствии с требованиями РПП и нормативами оценок качества выполнения полетов, приведенными в Приложении к ППЧЛЭ Авиакомпании.
6. В случае если после выполнения максимального объема подготовки специалист не достигнет установленного уровня (в соответствии с письменным представлением инструктора), проводится дополнительная подготовка в объеме, установленном должностным лицом, исполняющим согласно локальной документации эксплуатанта обязанности руководителя летной службы, но не более 50% от максимального.
Если после дополнительной подготовки, назначенной командиром летного подразделения, специалист не покажет уровень знаний и навыков, соответствующий установленным требованиям, то решение об увеличении программы подготовки в объеме не более 50% от максимального, либо о прекращении ввода в строй и дальнейшем использовании специалиста принимает директор департамента производства полетов.
Решение о целесообразности продолжения подготовки специалиста может быть принято летным директором на любом этапе прохождения Программы по представлению инструктора на основании заключения экзаменатора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.