Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла"
(подготовлен Минобрнауки России 27.12.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла (далее - Правила предоставления грантов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1439 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6034).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от "____"___________ 2022 г. N __________
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла
1. В пункте 1 слова "(далее - грант)" заменить словами "(далее соответственно - грант, комплексная программа, комплексный проект)".
2. В пункте 2 слова "(далее - Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных программ и комплексных проектов)" заменить словами "(далее - акт Правительства Российской Федерации)".
3. В пункте 3:
в абзаце втором слова "акта Правительства Российской Федерации, утверждаемого в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных программ и комплексных проектов" заменить словами "акта Правительства Российской Федерации";
в абзаце пятом слово "являющиеся" заменить словом "являющийся";
в абзаце седьмом после слов "форм собственности" дополнить словами ", за исключением казенных учреждений";
дополнить абзацами восьмым и девятым следующего содержания:
"заказчик" - заказчик комплексной программы, комплексного проекта, являющийся организацией реального сектора экономики, заинтересованной в использовании научных, научно-технических результатов комплексной программы, комплексного проекта и участвующей в выполнении и реализации их мероприятий с целью производства продукции и оказания услуг;
"получатель гранта" - организация, являющаяся участником комплексной программы и (или) комплексного проекта, с которой заключается соглашение о предоставлении гранта (далее - соглашение).".
4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Гранты предоставляются участникам комплексных программ и (или) комплексных проектов, проекты комплексных программ и (или) комплексных проектов которых подлежат утверждению актом Правительства Российской Федерации.
Сведения о грантах подлежат размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - единый портал, сеть "Интернет"), а также включаются в размещаемый на едином портале реестр субсидий, формирование и ведение которого осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке.".
5. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Результатом предоставления гранта является реализация (выполнение) на основании акта Правительства Российской Федерации в соответствующем отчетном году мероприятий (работ), предусмотренных комплексной программой или комплексным проектом, с достижением результатов и показателей, предусмотренных соглашением.
Показатели, необходимые для достижения результатов предоставления гранта, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов предоставления гранта, и их значения устанавливаются в комплексной программе или комплексном проекте, а также в соглашении из числа следующих показателей:
а) при проведении научно-исследовательских работ:
количество публикаций по направлениям реализации комплексной программы или комплексного проекта, содержащих результаты, полученные при выполнении мероприятий (работ), в журналах, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования "Сеть науки" (WEB of Science Core Collection) и "Scopus";
количество заявок на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение по направлениям реализации комплексной программы или комплексного проекта;
б) при проведении опытно-конструкторских работ:
количество заявок на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение по направлениям реализации комплексной программы или комплексного проекта;
количество разработанных и переданных заказчику комплектов технической документации (конструкторской, технологической, программной документации, разработанной в соответствии с требованиями стандартов Единой системы технологической документации, Единой системы конструкторской документации или требованиями иной нормативно-технической документации).
Методика расчета значений указанных показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
6. В пункте 6 слова "актом Правительства Российской Федерации, утверждаемого в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных программ и комплексных проектов" заменить словами "актом Правительства Российской Федерации".
7. Подпункты "а" и "б" пункта 7 изложить в следующей редакции:
"а) при проведении научно-исследовательских работ:
расходы на оплату труда работников, занятых выполнением научно-исследовательских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта, а также затраты на отчисления на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию;
расходы на оплату работ (услуг) физических лиц и(или) организаций, привлекаемых для выполнения научно-исследовательских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта, в объеме не превышающем 40 процентов средств гранта, выделенных в соответствующем финансовом году, если иной процент средств гранта не предусмотрен актом Правительства Российской Федерации;
расходы на приобретение нефинансовых активов, в том числе основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, включая расходы на закупку научно-лабораторного, исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования, комплектующих изделий, сырья и материалов, необходимых для выполнения научно-исследовательских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
расходы на аренду зданий, строений и сооружений, научно-лабораторных приборов и (или) технологического оборудования, непосредственно связанные с выполнением научно-исследовательских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
расходы на подготовку лабораторного, исследовательского комплекса, необходимые для выполнения научно-исследовательских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
расходы на государственную регистрацию в Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении научно-исследовательских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
б) при проведении опытно-конструкторских работ:
расходы на оплату труда работников, занятых выполнением опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта, а также затраты на отчисления на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию;
материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта, в том числе расходы на подготовку лабораторного, исследовательского комплекса, изготовление опытных образцов, макетов и стендов;
расходы на закупку испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования, закупку комплектующих изделий, сырья и материалов;
расходы на оплату работ (услуг) физических лиц и(или) организаций, привлекаемых для выполнения опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта, в объеме, не превышающем 35 процентов средств гранта, выделенных в соответствующем финансовом году;
расходы на государственную регистрацию в Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
расходы на производство опытной партии продукции, полученной при выполнении опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта, и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, испытание;
расходы на приобретение изделий сравнения, необходимых для выполнения опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта.
Средства гранта могут быть направлены на возмещение (компенсацию) расходов получателя гранта, указанных в пункте 7 настоящих Правил, которые были произведены им в текущем финансовом году до даты заключения соглашения, но не ранее даты вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, и направлены на достижение результата предоставления гранта, указанного в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил.".
8. Пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Предоставление грантов осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, при условии, что в указанном акте предусматривается обеспечение заказчиком внебюджетного софинансирования комплексной программы и (или) комплексного проекта в размере не менее 50 процентов общего объема финансового обеспечения комплексной программы и (или) комплексного проекта.".
9. Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Грант предоставляется на основании соглашения, которое заключается грантодателем с получателем гранта, при условии предоставления получателем гранта документов, указанных в пункте 11 Правил, и соответствия получателя гранта требованиям, установленным пунктом 10 Правил.
Соглашение, дополнительное соглашение о внесении в него изменений, а также дополнительное соглашение о расторжении соглашения (при необходимости) заключаются в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Соглашение содержит в том числе следующие положения:
а) план-график работ, выполняемых в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
б) запрет приобретения иностранной валюты за счет средств гранта, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, необходимых для успешного выполнения мероприятий, работ в рамках реализации комплексной программы или комплексного проекта;
в) обязательство получателя гранта уведомлять грантодателя о наступлении обстоятельств, препятствующих реализации комплексной программы или комплексного проекта, а также влияющих или способных оказать влияние на надлежащее исполнение обязательств по соглашению;
г) значения результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта, включая обязательное получение по итогам проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и пунктом 5 Правил;
д) условие о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям, в случае уменьшения грантодателю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в соглашении;
е) сроки (периодичность) перечисления гранта;
ж) согласие получателя гранта на осуществление грантодателем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта, а также обязательство получателя гранта по включению в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, положений о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на проведение указанных проверок;
з) требование о направлении получателем гранта сведений о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";
и) формы, порядок и сроки представления отчетности;
к) положения о казначейском сопровождении предоставленного гранта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (в случае, если грант подлежит такому казначейскому сопровождению).".
10. В пункте 10
абзаце первом слова "дату не ранее чем" исключить;
в подпункте "б" слова "и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом" заменить словами "и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям)";
в подпункте "в" пункта 10 слова "не является получателем средств" заменить словами "не получает средства".
подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) получатель грант не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся получателем гранта, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность получателя гранта не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;";
дополнить подпунктом "е" следующего содержания:
"е) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере получателя гранта.".
11. Пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. До заключения соглашения получатель гранта представляет грантодателю в бумажном виде следующие документы:
а) справку об отсутствии у получателя гранта на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подписанную руководителем получателя гранта (лицом, исполняющим обязанности руководителя) или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
б) справку об отсутствии у получателя гранта на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям) подписанную руководителем получателя гранта (лицом, исполняющим обязанности руководителя) или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
в) справку на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о том, что получатель гранта не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов, подписанную руководителем (лицом, исполняющим обязанности руководителя) получателя гранта или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
г) справку на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, о том, что получатель гранта не получает в текущем финансовом году из федерального бюджета средства в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, подписанную руководителем (лицом, исполняющим обязанности руководителя) получателя гранта или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
д) справку о том, что на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, получатель гранта не находится в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся получателем гранта, другого юридического лица), в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, подписанную руководителем (лицом, исполняющим обязанности руководителя) получателя гранта или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
е) справку о том, что на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере получателя гранта, подписанную руководителем (лицом, исполняющим обязанности руководителя) получателя гранта или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
ж) согласие учредителя получателя гранта на заключение получателем гранта соглашения, оформленное на бланке указанного учредителя, - для бюджетных и автономных учреждений, не находящихся в ведении грантодателя или Правительства Российской Федерации;
з) справку о том, что оборудование, указанное в абзаце четвертом подпункта "а" и абзаце четвертом подпункта "б" пункта 7 настоящих Правил, не заявлялось в качестве предмета обновления приборной базы ведущих организаций в соответствии с Правилами предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1875, а также, что данное оборудование не включено в мероприятия по развитию материально-технических условий осуществления образовательной, научной, творческой, социально-гуманитарной деятельности российских образовательных организаций высшего образования в соответствии (далее - университеты), включая обновление приборной базы университетов, в соответствии с Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729, подписанную руководителем получателя гранта (лицом, исполняющим обязанности руководителя) или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
и) в случае если получатель гранта не является заказчиком комплексной программы, комплексного проекта, то он предоставляет заверенную получателем гранта копию соглашения (договора) о сотрудничестве с таким заказчиком, предусматривающего, в том числе обязательства заказчика по софинансированию комплексной программы или комплексного проекта за счет средств из внебюджетных источников, по участию заказчика в оценке исполнения обязательств получателя гранта, а также по обеспечению использования результатов мероприятий (работ), выполненных в рамках комплексной программы или комплексного проекта. Примерное соглашение (договор) о сотрудничестве может включать в себя условия договора присоединения, разрабатывается и утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Помимо иных участников комплексной программы или комплексного проекта, стороной такого соглашения (договора) может являться Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.".
12. Дополнить пунктом 11(1) следующего содержания:
"11(1). Получатель гранта должен подписать соглашение в течение 5 рабочих дней со дня его размещения грантодателем в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет.".
13. В пункте 12 слова "размещается на официальном сайте грантодателя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заменить словами "направляется получателю гранта".
14. В пункте 13:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) несоответствие представленных получателем гранта документов требованиям, определенным в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) получателем гранта документов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил;";
в подпункте "в" слово "недостоверность" заменить словами "установление факта недостоверности";
в подпункте "г" слово "неподписание" заменить словами "признание получателя гранта уклонившимся от заключения соглашения в случае неподписания".
15. Пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. В случае принятия грантодателем решения об отказе получателю гранта в заключении соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, грантодатель информирует ответственного исполнителя, соисполнителей и заказчика о необходимости внесения изменений в акт Правительства Российской Федерации в части изменения состава получателей гранта и(или) объемов мероприятий (работ) и(или) размера предоставляемого гранта.".
16. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Перечисление гранта осуществляется:
а) юридическим лицам, за исключением бюджетных и автономных учреждений, в случае если грант подлежит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, - на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем гранта распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства получателя гранта;
б) бюджетным и автономным учреждениям - на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в соответствии с графиком, предусмотренным соглашением.".
17. Абзац четвертый пункта 16 изложить в следующей редакции:
"Отчеты, заполненные по форме, определенной типовой формой соглашений, установленной Министерством финансов Российской Федерации, и подписанные руководителем получателя гранта или иным уполномоченным лицом, а также главным бухгалтером (при наличии) получателя гранта с указанием даты подписания отчета, представляются на бумажном носителе с приложением электронных копий документов.".
18. Дополнить пунктом 16(1) следующего содержания:
"16(1). Получатель гранта вправе осуществлять расходы, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки гранта, при принятии грантодателем по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации решения о наличии потребности в указанных средствах.".
19. В абзаце втором пункта 17 слова "установленной соглашением" заменить словами "определенной типовой формой соглашений, установленной Министерством финансов Российской Федерации".
20. Дополнить пунктами 17(1) и 17(2) следующего содержания:
"17(1). Грантодатель вправе устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем гранта дополнительной отчетности.
17(2). Грантодатель проводит в отношении получателя гранта контроль (мониторинг) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления гранта, который включает:
проведение проверок грантодателем и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта получателями гранта;
проведение мониторинга достижения результатов предоставления гранта, исходя из достижения значений результатов предоставления гранта, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления гранта (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.".
21. В пункте 18 слова "уполномоченный" и "обязательные" исключить.
22. В пункте 19:
в абзаце первом слово "уполномоченным" исключить;
в подпункте "а" пункта 19 слово "субсидий" заменить словом "гранта".
23. В пункте 21 слова "(тыс. рублей)" исключить.
24. Дополнить пунктом 21(1) следующего содержания:
"21(1). В случае недостижения получателем гранта установленных в соглашении значений результатов предоставления гранта, а также показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, средства гранта в размере, определенном в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, подлежат возврату в доход федерального бюджета на основании требования грантодателя в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем гранта требования грантодателя.".
25. В пункте 22 после слов "получателем гранта" дополнить словами "значений результатов предоставления грантов, а также".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.