Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 17 мая 2010 г. N 168 "Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов" (далее соответственно - проект акта, Приказ N 168), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основаниями для разработки проекта акта являются пункт 5.2.25.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, а также приказ Минсельхоза России от 24 декабря 2020 г. N 287-р "Об утверждении плана по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2021 год".
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является установление исчерпывающего перечня сведений, содержащихся в ходатайстве о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (далее - ходатайство); оптимизация состава документов, прилагаемых к такому ходатайству.
Проектом акта вносятся изменения в Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов (далее - Описание) в части содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (далее - Содержание) и состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (далее - Состав документов).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 7 по 28 июля 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/05-21/00115991).
С учетом пункта 4 Правил при оценке регулирующего воздействия проектов актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
К принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенных Законом N 247-ФЗ, относятся принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Согласно пункту 8 Содержания в редакции проекта акта заявителю в ходатайстве необходимо указать сведения о среднем уровне кадастровой стоимости земель данной категории в муниципальном районе (городском округе), на территории которого расположен земельный участок сельскохозяйственного назначения по муниципальному району (городскому округу), на территории которого расположен земельный участок, реквизиты акта, утверждающего указанные сведения (в случае перевода на основании пунктов 1, 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172) *(1).
При этом нормативными правилами проекта акта не установлено, каким образом заявителю необходимо получать указанные сведения, а также реквизиты акта, утверждающего данные сведения. Считаем, что указанное не соответствует принципу правовой определенности и системности, предусмотренный статьей 7 Закона N 247-ФЗ, характеризуются правовой неопределенностью.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" указанные сведения должны быть получены органами власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия между соответствующими органами власти.
В связи с чем предлагается указанное требование проекта акта исключить или внести изменения, согласно которым такие сведения предоставляются на усмотрение заявителя.
Аналогичное замечание относится к пункту 7.2 Состава документов в редакции проекта акта.
2. Пунктом 12 Содержания в редакции проекта акта установлено, что в ходатайстве необходимо указать сведения о наличии на земельном участке мелиоративной системы, отдельно расположенных гидротехнических сооружений (каналов, коллекторов, трубопроводов, водохранилищ, плотин, дамб, насосных станций, водозаборов) и о зарегистрированных правах на указанные объекты.
Разработчиком в сводном отчете не представлено информации, обосновывающей необходимость установления указанного требования, не указано влияние соответствующей информации на итоги рассмотрения ходатайства соответствующим органом власти.
Можно предположить, что указанная информация каким-либо образом способна влиять на решение уполномоченного органа по вопросу перевода соответствующих земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Однако согласно статье 4 Закона N 172 не допускается перевод земель из одной категории в другую в случаях:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таким образом, статьей 4 Закона N 172 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель из одной категории в другую.
Одновременно в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 172 в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
С учетом изложенного закрепленное пунктом 12 Содержания в редакции проекта акта требование представляется избыточным, а также противоречит принципу обоснованности, предусмотренному статьей 6 Закона N 247-ФЗ, поскольку действующим нормативно-правовым регулированием не предусматривается отказ в переводе земель из одной категории в другую в случае непредставления указанных сведений.
На основании изложенного считаем необходимым исключить пункт 12 Содержания из редакции проекта акта.
3. Пунктом 7.1 Состава документов в редакции проекта акта устанавливается требование о документальном подтверждении согласования органом управления агропромышленным комплексом соответствующего субъекта Российской Федерации установленных проектом рекультивации целевого назначения земельного участка и показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения после завершения рекультивации земель, нарушенных в результате недропользования.
Вместе с тем ни проектом акта, ни действующим законодательством в соответствующей сфере не устанавливаются необходимость и порядок получения такого согласования, в том числе не установлены требования к содержанию указанного согласования, а также критерии, в соответствии с которыми орган управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен земельный участок, осуществляет указанное согласование.
Полагаем, что указанное не соответствует принципам законности, обоснованности и исполнимости обязательных требований, предусмотренных статьями 5, 6 Закона N 247-ФЗ.
В связи с изложенным пункт 7.1 Состава документов подлежит исключению из редакции проекта акта.
4. Дополнительно обращаем внимание, что согласно пояснительной записке к проекту акта, проект акта разработан в целях приведения Приказа N 168 в соответствие с изменениями земельного законодательства Российской Федерации, оптимизации состава документов, прилагаемых к ходатайству, в том числе путем исключения из Описания требований о представлении заявителем ходатайства информации и документов, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия или находятся в открытом доступе.
С учетом представленных в настоящем заключении замечаний отмечаем, что указанная разработчиком цель не достигается. Более того, разработчиком в проекте акта устанавливаются дополнительные избыточные и необоснованные требования к заинтересованным лицам.
Также сообщаем, что в подпункте 4 пункта 1 изменений допущена техническая ошибка. Подпункт 4 пункта 1 изменений необходимо изложить в следующей редакции: "4) дополнить пунктами 10-12 следующего содержания:".
Таким образом, на основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Проект акта не соответствует положениям Закона N 247-ФЗ.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.