Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке использования фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 9 по 20 августа, а также с 26 августа по 1 сентября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта акта: 02/07/08-21/00119037.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее проект акта был направлен в Минэкономразвития России с нарушением Правил проведения оценки регулирующего воздействия, о чем разработчик был уведомлен письмом от 13 августа 2021 г. N 26626-АХ/Д26и.
Проект акта разработан в соответствии с пунктом 9 раздела 3 главы 2 Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
Проект акта разработан во исполнение статьи 75 Воздушного кодекса Российской Федерации, утверждающей, что использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом такой порядок с момента принятия Воздушного кодекса Российской Федерации (в 1997 году) до настоящего времени не принят.
Исходя из позиций, представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта, может быть сделан вывод, что в настоящее время деятельность по дистанционному зондированию земли с борта воздушного суда регулируется рядом ненормативных правовых актов.
Информации о нормативной регламентации использования фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна в настоящее время разработчиком не представлено.
При этом в случае, если такие требования не предъявляются, разработчиком фактически вводится новый разрешительный режим.
Пунктом 3 проекта акта устанавливается, что дистанционное зондирование земли, за исключением случаев, установленных пунктами 5 и 6 проекта акта, допускается при наличии разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которое действует в течении двух лет.
Вместе с тем порядок получения такого разрешения проектом акта не установлен, указание на установление порядка в другом нормативном правовом акте отсутствует. Также проектом акта не устанавливаются требования к получателю такого разрешения.
При этом разработчиком в сводном отчете не представлено обоснования необходимости введения нового разрешительного режима.
Также не представлено обоснования необходимости проведения контроля полученных материалов и получения заключения по итогам контрольного просмотра, предусмотренных пунктами 8 и 9 проекта акта.
Одновременно отмечаем, что ранее Минтрансом России был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части повышения безопасности полетов)", предусматривающий признание утратившей силу статьи 75 Воздушного кодекса Российской Федерации.
При этом в качестве обоснования разработчиком было указано, что вопросы порядка и особенностей предоставления данных дистанционного зондирования территорий, получаемых с борта воздушного судна, входят в сферу нормативно-правового регулирования осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. При этом правила воздушных съемок уже урегулированы Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128.
Учитывая изложенное, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.