Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении типовых программ подготовки специалистов гражданской авиации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 22 сентября по 19 октября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта акта: 02/08/09-21/00120645 .
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проект акта разработан в соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), в соответствии с которой типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Разработчиком в пункте 1.6 сводного отчета указано, что проект акта разработан в целях стандартизации требований к осуществлению образовательной деятельности в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации.
Проектом акта предлагается утвердить следующие типовые программы подготовки специалистов гражданской авиации:
типовую основную программу профессионального обучения "Подготовка членов кабинного экипажа в области человеческого фактора и управления ресурсами кабинного экипажа (CRM)" (далее - Программа 1);
типовую дополнительную профессиональную программу "Подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации и специалистов гражданской авиации,не включенных в перечень авиационного персонала, в области человеческого фактора и управления ресурсами кабинного экипажа (CRM)" (далее - Программа 2);
типовую дополнительную профессиональную программу "Подготовка членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по английскому языку в соответствии с требованиями ИКАО" (далее - Программа 3).
Вместе с тем разработчиком не представлено обоснования разработки типовых программ подготовки специалистов гражданской авиации непосредственно по представленным направлениям.
Также исходя из проекта акта и иных проектов нормативных правовых актов, утверждающих типовые программы подготовки специалистов гражданской авиации,не представляется возможным оценить количество предполагаемых к утверждению программ подготовки, а также обоснованность их разработки.
Учитывая изложенное, считаем необходимым представить дополнительное обоснование необходимости разработки представленных типовых программ, а также полный перечень программ подготовки специалистов гражданской авиации, планируемых к утверждению разработчиком.
2. Разделом IV Программы 1 и Программы 2 устанавливается периодичность подготовки специалистов авиационного персонала по указанным программам.
Вместе с тем периодичность подготовки, то есть фактически требования к подготовке и уровню знаний специалистов авиационного персонала, не является предметом регулирования типовых программ подготовки специалистов гражданской авиации.
Согласно пункту 5 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.
Учитывая изложенное, указанные нормы подлежат исключению.
3. Программой 2 предлагается установить типовую дополнительную профессиональную программу "Подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации и специалистов гражданской авиации, не включенных в перечень авиационного персонала, в области человеческого фактора и управления ресурсами кабины экипажа (CRM)".
При этом частью 3 статьи 85 Закона об образовании, в соответствии с которой разработан проект акта, предусматривается утверждение типовых основных программ профессионального обучения и типовых дополнительных профессиональных программ только в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Таким образом, типовые профессиональные программы в области подготовки специалистов гражданской авиации, не включенных в перечень авиационного персонала, не могут быть утверждены разработчиком.
4. Пунктом 7 Программы 2 и пунктом 4 Программы 3 устанавливаются требования о наличии у слушателей высшего летного образования.
Вместе с тем такой вид образования Законом об образовании не предусмотрен.
Учитывая изложенное, указанные нормы подлежат доработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.