Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка ежегодного расчета допустимого объема производства регулируемых веществ списка F в Российской Федерации и ежегодного расчета объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу Российскую Федерацию в допустимом объеме их потребления в Российской Федерации" (далее - проект акта, Правила), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 23 октября по 3 ноября 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/10-21/00121731). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта разработан в рамках подпункта "а" пункта 4 проекта постановления Правительства Российской Федерации "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой", актуализирующего регулирование производства и оборота в Российской Федерации озоноразрушающих веществ, а именно распространяющего его регулирование на гидрофторуглероды (далее - ГФУ), включенные в список F ГФУ Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу и решения Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нефтетарифного регулирования" (далее - список F, Монреальский протокол), что будет способствовать исполнению Российской Федерацией международных обязательств по снижению объемов потребления и оборота озоноразрушающих веществ..
Проектом акта устанавливается порядок ежегодного расчета допустимых объемов производства и оборота регулируемых веществ списка F в Российской Федерации, включающий в том числе механизм ежегодного распределения объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу в Российскую Федерацию.
По результатам рассмотрения проекта акта сообщаем о наличии к нему следующих замечаний.
1. Устанавливаемый проектом акта механизм ежегодного распределения объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу в Российскую Федерацию, предусматривает следующее распределение:
80% объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу в Российскую Федерацию, рассчитывается на основании заявлений, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ввозивших регулируемые вещества списка F в течение 3 лет, предшествующих текущему году;
20% объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу в Российскую Федерацию, рассчитывается на основании заявлений, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не ввозивших регулируемые вещества списка F в течение 3 лет, предшествующих текущему году.
При этом в приложенных к письму Минприроды России обращениях фармацевтических компаний и позиции Минпромторга России по рассматриваемому вопросу обращается внимание на то, что предусмотренным проектом акта механизмом распределения объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу в Российскую Федерацию, не учитывается потребность фармацевтических компаний в веществе ГФУ-134а, которое включено в список F.
Данное вещество поставляется в Российскую Федерацию из Китая и используется при производстве аэрозольных препаратов в баллончиках под давлением, в том числе ингаляционных лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖНВЛП).
Поскольку хладон ГФУ-134а фармацевтического качества является продуктом высокой степени очистки (отчего имеет высокую цену и ограниченный спрос), данное вещество производится только под заказ покупателя в заранее обговоренных объемах, в связи с чем большие закупки данного вещества и его складирование для будущих потребностей не представляется возможным.
Таким образом, отсутствие выделенного для фармацевтических компаний объема регулируемых веществ списка F, допустимого к ввозу в Российскую Федерацию, влечет риски нарушения производства и донесения до потребителей аэрозольных лекарственных средств, в том числе ингаляционных лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП.
В этой связи в целях недопущения срывов производства и донесения до потребителей аэрозольных лекарственных средств, в том числе ингаляционных лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, необходимо дополнительно проработать с Минпромторгом России и фармацевтическими компаниями вопрос выделения для фармацевтических компаний достаточного для производства указанных лекарственных средств объема регулируемых веществ списка F, из общего допустимого к ввозу в Российскую Федерацию объема таких веществ.
2. Пунктом 6 Правил установлено, что распределение допустимого объема потребления ГФУ осуществляется между объемом производства и объемом, допустимым к ввозу в Российскую Федерации, в соотношении 20% к 80%.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время производство ГФУ в Российской Федерации осуществляется исключительно АО "Галополимер", при этом согласно полученной от Минприроды России в рабочем порядке информации доля производимых АО "Галополимер" ГФУ составляет около 7% от общего объема допустимого потребления ГФУ, установленного Монреальским протоколом.
Согласно подпунктам "з" и "и" постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой" (далее - постановление N 228), а также подпунктам "з" и "и" разрабатываемого взамен него проекта постановления Правительства Российской Федерации "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой" в Российской Федерации запрещается проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
При этом согласно утвержденному постановлением N 228 на основании пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 10 января 2021 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Перечню озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации (далее - Перечень), ГФУ, включенные в список F Перечня, также относятся к озоноразрушающим веществам.
Переутверждаемый проектом постановления Правительства Российской Федерации "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой" Перечень аналогичен действующей в настоящее время его редакции.
Также Монреальский протокол, в рамках реализации которого разработаны указанные положения законодательства в области государственного регулирования потребления озоноразрушающих веществ, направлен на поэтапное сокращение объемов потребления озоноразрушающих веществ, в том числе ГФУ.
Учитывая изложенное, объемы потребления озоноразрушающих веществ (включающие в себя производство и ввоз таких веществ), в том числе ГФУ в Российской Федерации с течением времени будут только сокращаться.
В этой связи установление на производство ГФУ 20%-й доли от общего допустимого ежегодного объема потребления ГФУ при фактическом объеме производства ГФУ в Российской Федерации в размере менее 7% от общего допустимого ежегодного объема потребления ГФУ нецелесообразно.
Также в связи с изложенным установление избыточного объема допустимого производства ГФУ влечет за собой уменьшение допустимого объема ввозимых в Российскую Федерацию ГФУ, что несет риски возникновения дефицита содержащей ГФУ продукции.
Таким образом, с учетом указанной информации Минэкономразвития России полагает необходимым сократить допустимый объем производства ГФУ с 20 % до объемов фактического производства ГФУ в Российской Федерации от общего допустимого ежегодного объема потребления ГФУ.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России могут быть сделаны выводы:
о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.