Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
(подготовлен Минцифры России 10.01.2022 г.)
Вносимый проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - Законопроект) разработан в соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г.N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - соответственно Постановление, Перечень нормативных правовых актов).
1. Необходимость установления полномочия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на утверждение порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 1004 Перечня нормативных правовых актов Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработан проект приказа "Об утверждении Порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения" (далее - Приказ), который планируется принять взамен действующего в настоящее время приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2012 г. N 4 "Об утверждении Порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения".
Согласно части 8 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации требуется принятие нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего обязательные требования, к установлению и оценке применения таких обязательных требований применяются положения Федерального закона.
В этой связи при утверждении нормативных правовых актов, определенных Постановлением, необходимо соблюдать требование части 3 статьи 2 Федерального закона, согласно которому обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Законопроект разработан с целью наделения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации полномочиями по утверждению Приказа.
Необходимость принятия Законопроекта отмечена Министерством юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 30 ноября 2021 г. N 01/141668-АБ).
2. Необходимость установления полномочия Минцифры России на утверждение требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой и (или) временной синхронизации обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их построению.
Указанное положение закрепляет полномочие Минцифры России на установление требований к построению сетей связи вне зависимости от предмета, регулируемого такими требованиями.
Так, Требования к построению телефонной сети связи общего пользования утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 июля 2017 г. N 374. Вместе с тем указанными Требованиями устанавливаются общие положения в части построения телефонной сети связи общего пользования.
Система обеспечения тактовой сетевой и (или) временной синхронизации является составной неотъемлемой частью сети связи общего пользования, в связи с чем, регулирование данного предмета напрямую взаимосвязано с сетью связи общего пользования и направлено на обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети связи общего пользования.
Полномочие Минцифры России на установление требований к построению сети связи общего пользования в том числе включает в себя полномочие на установление требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой и (или) временной синхронизации.
Отдельно отмечаем, что в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847 Перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установлены диапазоны измерений и предельно-допустимые погрешности при измерениях этих параметров в сетях тактовой сетевой синхронизации в целях обеспечения целостности и устойчивости сетей связи общего пользования (далее - Перечень измерений).
При этом по мнению Минюста России, изложенного в письме от 19 ноября 2021 г. N 01/137238-АБ, полномочие Минцифры России на утверждение соответствующих параметров к системам тактовой сетевой синхронизации, которые подлежат измерениям в соответствии с Перечнем измерений, в настоящее время отсутствует.
В случае отсутствия полномочия Минцифры России на утверждение требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации возникнет риск нарушения целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети связи общего пользования в связи с отсутствием требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации.
В этой связи полагаем необходимым закрепить указанное полномочие в Положении.
3. Необходимость установления полномочия Минцифры России на утверждение требований к оборудованию электропитания средств связи, используемого в составе электроустановок объектов связи (дополнение пунктом 5.2.2.2), также обусловлена общим полномочием Минцифры России на утверждение требований к построению сетей связи, установленным пунктом 2 статьи 12 Закона о связи, с учетом следующих особенностей.
Оборудование электропитания средств связи, используемое в составе электроустановок объектов связи, является основой для обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети связи общего пользования.
В силу этого приказом Минкомсвязи России от 30 января 2018 г. N 24 утверждены Правила применения оборудования электропитания средств связи.
При этом полномочие Минцифры России на утверждение требований к оборудованию электропитания средств связи, используемого в составе электроустановок объектов связи, по мнению Минюста России, изложенного в письме от 9 сентября 2021 г. N 01/110821-АБ, в настоящее время отсутствует.
В силу отсутствия указанного полномочия могут возникнуть случаи аварийных (нештатных) ситуаций на сети связи, которые связаны с аварийным отключением внешнего электроснабжения.
Указанное подтверждается правоприменительной практикой, анализ которой свидетельствует об основной причине возникновения перерывов в оказании услуг телефонной связи на территории субъектов Российской Федерации, заключающейся в отсутствии закрепления положений об электропитании средств связи.
4. В целях разграничения и конкретизации полномочий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в ряд положений Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" предлагается внести уточнения, путем замены слов "федеральный орган исполнительной власти в области связи" словами "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи".
Необходимость принятия Законопроекта отмечена Министерством юстиции Российской Федерации (письмо Минюста России от 30 ноября 2021 г. N 01/141365-АБ).
5. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Законопроект подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.