Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов"
(подготовлен Минтрансом России 10.01.2022 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, для установления дифференцированного состава и содержания проекта планировки территории" (далее - проект постановления) подготовлен Минтрансом России в рамках исполнения пункта 12 поручения Правительства Российской Федерации от 7 августа 2019 г. N МА-П9-6751 об обеспечении исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N Пр-1381ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 июня 2019 г. в части возможного установления дифференцированного состава и содержания проекта планировки территории линейного объекта, предусмотрев сокращение состава утверждаемой части такого проекта планировки территории до границ зон планируемого размещения линейного объекта и его основных параметров, а также установления перечня случаев, при которых подготовка материалов по обоснованию проекта планировки территории линейного объекта не требуется (часть 5 подпункта "г" пункта 1).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта распоряжения не противоречит действующей правоприменительной практике.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к линейным объектам относятся: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно части 4 статьи 41.1 ГрК РФ состав и содержание документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом части 10.1 статьи 1 ГрК РФ и правоприменительной практики требования к составу и содержанию документации по планировке территории должны дифференцироваться применительно к различным видам линейных объектов и их особенностям.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменил закрепленное в пункте 11 статьи 1 ГрК РФ понятие красных линий, под которыми понимаются линии, обозначающие границы территорий общего пользования и подлежащие установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся беспрепятственно используемые неограниченным кругом лиц территории, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), которые, как правило, расположены в границах населенных пунктов. В настоящее время в населенных пунктах красные линии уже установлены и при размещении объектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог, комплексного обустройства автомобильных дорог отмена, изменение, установление таких линий не требуется.
Вместе с тем в соответствии с подпунктами 4, 7 приложения к приказу Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры" территории общего пользования и территории, занятые линейными объектами и (или) предназначенные для размещения линейных объектов, относятся к разным видам элементов планировочной структуры и регулируются различными правовыми режимами использования. Таким образом, для целей размещения линейных объектов красные линии установлению не подлежат.
В этой связи предлагается дополнить пункт 11 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 N 564 (далее - Положение), абзацами следующего содержания:
"В случае отсутствия необходимости установления, отмены, изменения красных линий и наличия иных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения, подготовка соответствующих чертежей красных линий и чертежей границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения, не требуется.".
В соответствии с требованиями статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 34 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, в проекте межевания территории, подлежат отображению существующие (ранее утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации) красные линии.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории представляются в виде схем с отображением информации об элементах планировочной структуры, использовании территории в период подготовки документации по планировке территории, организации улично-дорожной сети, вертикальной планировке территории, инженерной подготовке территории, границах территории объектов культурного наследия, границах зон с особыми условиями использования территории, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, а также конструктивных и планировочных решениях.
При этом в рамках разработки документации по планировке территории для реализации объектов комплексного обустройства, как правило, размещение объекта осуществляется в границах полосы отвода автомобильной дороги, либо с использованием незначительной площади земельного участка, расположенного в непосредственной близости к полосе отвода автомобильной дороги, которые имеют схожие технико-экономические характеристики и свойства. В связи с этим большая часть материалов по обоснованию проекта планировки территории не содержит особенностей, необходимых к отображению в соответствующих графических материалах. К примерам размещения таких объектов можно отнести искусственное электроосвещение, барьерное ограждение, подпорные стенки, надземные пешеходные переходы и другие элементы, являющиеся частью автомобильной дороги, располагаемые в пределах полосы отвода. В этой связи предлагается Положение дополнить пунктом 27 следующего содержания:
"Состав материалов по обоснованию проекта планировки территории определяется заданием, выдаваемым соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления.".
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект постановления положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, и будет способствовать ускорению реализации объектов, предусмотренных национальным проектом "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" путем сокращения объема и срока подготовки документации по планировке территории.
Реализация постановления не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие постановления не повлечет необходимости признания утратившими силу, изменения, приостановления или принятия федеральных законов.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация постановления не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Реализация постановления не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований;
из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
9. Сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Реализация проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.