Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 743"
(подготовлен ППК "Единый заказчик" 14.01.2022 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 N 435-ФЗ "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2395 "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" создана публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - ППК "Единый заказчик"), которая осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. ППК "Единый заказчик" создана путем реорганизации с одновременным сочетанием преобразования и слияния федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и федеральной адресной инвестиционной программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - ФАИП) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 N 743 реализуется финансирование проектирования и реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция здания Института экспериментальной кардиологии (строения 2, 6, 7, 8), второй пусковой комплекс" федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - Центр).
В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ППК "Единый заказчик" наделена правом осуществлять подготовку решений (нормативных актов Правительства Российской Федерации) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации стоимостью 3 миллиарда рублей и более в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2021 N 1410 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 743" в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция здания Института экспериментальной кардиологии (строения 2, 6, 7, 8), второй пусковой комплекс" федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации", согласно которому предусмотрено финансирование строительства Центра со сметной стоимостью 6 063 226,6 тыс. рублей, мощностью - 35 817,6 кв. м и сроком ввода в эксплуатацию в 2025 году.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 743" в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция здания Института экспериментальной кардиологии (строения 2, 6, 7, 8), второй пусковой комплекс" федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - Проект постановления) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 324 "Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы".
В рамках реализации приоритетных задач по повышению качества, увеличению объемов и доступности населению специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи потребность в развитии научно-образовательной, материально-технической базы и клинико-диагностической мощности учреждений, в том числе Центра, особенно с учетом требований к предельным срокам ожидания оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, крайне актуальна.
Основными функциональными подразделениями Центра являются Институт клинической кардиологии (осуществление лечебной деятельности и разработка новых методов диагностики и лечения, в том числе высокотехнологичного), Институт экспериментальной кардиологии (разработка оригинальных лекарств, диагностических тест-систем и создание моделей патологии на основе фундаментальных исследований) и Экспериментальное производство медико-биологических препаратов (лицензированный выпуск фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств).
Уникальная структура Центра позволяет реализовать на его базе полный трансляционный процесс создания новых препаратов и диагностических тест-систем от их разработки, проведения полного цикла доклинического исследования, разработки опытно-промышленной технологии его производства и проведения клинических исследований с последующим внедрением в широкую практику.
На сегодняшний день Центром создано и широко используется в практической кардиологии несколько оригинальных лекарственных препаратов, разработанных в стенах Центра. Также за последние годы разработано несколько перспективных препаратов, которые успешно прошли или проходят доклинические и клинические исследования. На стадии экспериментальной разработки и доклинических исследований находятся несколько биомедицинских клеточных продуктов.
За последние годы в Институте экспериментальной кардиологии также разработан ряд диагностических тест-систем, находящихся на стадии действующих лабораторных прототипов (для определения аутоантител к альбумину, модифицированному малоновым диальдегидом и для количественного определения фибронектина) или финальной стадии разработки (количественного определения урокиназы, антител к мускариновому рецептору, мозгового наторий-уретического пептида, фактора фон Виллебрандта, ингибитора трипсина).
Ежегодно в Центре выпускается более 60 клинических ординаторов и около 20 аспирантов, а также проходят повышение квалификации около 300 врачей-специалистов в области кардиологии, в том числе с помощью дистанционных технологий.
Вместе с тем, на сегодняшний день успешная разработка инновационных препаратов, биомедицинских клеточных продуктов и диагностических тест-систем, доведение их до стадии доклинических и клинических исследований, надлежащее производство лекарственных средств, возможность разработки промышленных технологий получения новых лекарственных препаратов, масштабирования этих технологий и производства новых препаратов для проведения доклинических и клинических исследований требуют реконструкции объектов Центра, непосредственно задействованных в процессе по развитию фармацевтического, исследовательского и медицинского направлений Центра. Также требует реконструкциии устаревшая образовательная база с научной библиотекой.
Целями и задачами реализации инвестиционного проекта является:
- Реконструкция здания Института экспериментальной кардиологии (строения 2, 6, 7, 8) для формирования современной высокотехнологичной научной базы и создания современного многофункционального образовательного комплекса с научной библиотекой с целью обеспечения развития новых медицинских технологий лечения и диагностики кардиологических заболеваний:
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на идентификацию новых мишеней для разработки лекарственных препаратов и методов диагностики кардиологических заболеваний, включая создание клеточных моделей кардиологических заболеваний на основе индуцированных плюрипотентных клеток;
- разработка новых лекарственных препаратов для лечения кардиологических заболеваний, в том числе с использованием новых технологий, таких как регуляторные короткие РНК, методы редактирования генома, включая использование клеточных моделей заболеваний для скрининга потенциально лекарственных соединений;
- разработка и адаптация методов регенеративной медицины для лечения кардиологических заболеваний, включая методы клеточной терапии, генной терапии и тканевой инженерии;
- разработка новых методов молекулярной и клеточной диагностики кардиологических заболеваний.
- Формирование современной клинической базы для оказания специализированной медицинской помощи, а также разработки и внедрения научно-обоснованных стандартов профилактики, диагностики и лечения кардиологических заболеваний и оказания своевременной квалифицированной высокотехнологичной медицинской помощи.
- Увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности больных кардиологическими заболеваниями.
В результате реконструкции Центра будет подготовлена база для создания следующих подразделений:
- научный отдел функциональной геномики ССЗ, включающий лаборатории функциональной геномики, эпигенетики, протеомики для разработки инновационных подходов к диагностике, прогнозированию и лечению сердечно-сосудистых заболеваний на основе омиксных технологий;
- лаборатория "Биобанк", которая будет являться платформой для ведения научной работы, как в Институте клинической кардиологии, так и в Институте экспериментальной кардиологии, в том числе в рамках крупномасштабных, мультидисциплинарных и мультицентровых российских и международных научных исследований;
- лаборатория клеточных и генных технологий с производственным блоком для разработки и экспериментального производства инновационных биомедицинских клеточных продуктов (БМКП), включая генетически модифицированные БМКП, для кардиологии и ангиологии, которые будут проходить клинические исследования в Институте клинической кардиологии;
- лаборатория позитронной эмиссионной томографии и MPT-томографии для экспериментальных животных (ПЭТ центр для доклинических исследований), что позволит на более высоком уровне invivo исследовать скорости метаболических процессов, кровоснабжение/перфузию сердца, синтез белка, неоангиогеиез, регенеративные процессы, эффективность кардиозащиты новыми разрабатываемыми биомолекулами, обеспечивая понимание функциональных процессов в динамике на трехмерном уровне;
- лаборатория химического синтеза с группой молекулярного моделирования, которая позволит осуществлять разработку низкомолекулярных лекарственных препаратов, получаемых методами химического синтеза;
- лаборатория клеточного гемостаза, которая на основании изучения клеточных механизмов нарушения гемостаза и развития стенозирующих поражений сосудов, будет разрабатывать новые клеточные биомаркеры для оценки риска развития неблагоприятных событий при сердечно-сосудистых заболеваниях;
- лаборатория механизмов клеточного репрограммирования, которая на основе использования эмбриональных стволовых клеток и индуцированных плюрипотентных клеток будет исследовать механизмы участия транскрипционных факторов в кардиомиоцитарной диффереицировке,транс-дифференцировке фибробластов в кардиомиоциты для разработки и усовершенствования методов прямого репрограммирования фибробластов в кардиомиоциты;
- лаборатория механизмов клеточного старения, которая будет исследовать механизмы клеточного старения и его роль в развитии и прогрессировании сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета для разработки методов воздействия на клеточное старение с целью лечения этих заболеваний;
- лаборатория биоинформатики для анализа и обработки больших массивов данных.
Инвестиционный проект включает реконструкцию корпуса Многофункционального образовательного центра с научной библиотекой (строение 2) и корпусов Института экспериментальной кардиологии (строения 6, 7, 8). Все корпуса построены в середине 70-х годов по действующим на тот момент нормам, которые в настоящее время устарели и не соответствуют современным требованиям. Реализация инвестиционного проекта позволит улучшить безопасность и комфортность осуществления учреждением научной, медицинской и образовательной деятельности, внедрить современные телекоммуникационные технологии, избежать неэффективных энергозатрат.
В соответствии с заданием на проектирование от 14.02.2020, согласованным Минздравом России, в целях разработки проектной документации в 2020 году был заключен контракт от 02.11.2020 N D0702-30/20 с ООО "Проектная организация "ГИПРОКОН" с ценой контракта 180 500,0 тыс. рублей, которым предусмотрены, в том числе обмерные работы и оценка технического состояния несущих и ограждающих конструкций существующих зданий, подлежащих реконструкции.
В отношении проектной документации получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 23.04.2021 N 77-1-1-3-020716-2021 и принят приказ ППК "Единый заказчик" от 26.04.2021 N ППК-00-94/21 об утверждении проектной документации, сметной стоимости и результатов инженерных изысканий, согласно которым подтверждены показатели: общая площадь - 35 817,6 кв. м, сметная стоимость в текущем уровне цен IV квартала 2020 г. (с НДС) - 5 322 492,2 тыс. рублей.
Стоимость проектно-изыскательских работ в соответствии с заключением государственной экспертизы составляет 140 546,4 тыс. рублей (без НДС), с учетом стоимости обмерных работ и оценки технического состояния зданий, а также НДС составит 180 917,5 тыс. рублей.
Согласно сводному сметному расчету сметная стоимость строительных работ составляет 1 449 869,0 тыс. рублей с учетом НДС (20%), монтажных работ - 327 597,2 тыс. рублей с учетом НДС (20%), стоимость оборудования, мебели и инвентаря - 3 247 201,3 тыс. рублей с учетом НДС (20%), стоимость прочих затрат - 297 824,7 тыс. рублей с учетом НДС (20%).
При подготовке Проекта постановления сметная стоимость в ценах соответствующих лет была рассчитана с применением дефляторов в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 22.09.2020 N 31031-ПК/Д03и. Настоящий Проект постановления не предусматривает изменения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Сметная стоимость объекта капитального строительства в ценах соответствующих лет составит 6 063 226,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации проекта:
- 2020 год - 361,0 тыс. рублей (внебюджетные средства учреждения);
- 2021 год - 532 453,0 тыс. рублей (в том числе на проектные и изыскательские работы - 180 500,0 тыс. рублей);
- 2022 год - 1 150 694,5 тыс. рублей;
- 2023 год - 2 040 000,0 тыс. рублей;
- 2024 год - 2 339 718,1 тыс. рублей;
- 2025 год - 0,0 тыс. рублей, техническое оформление документации на ввод объекта в эксплуатацию.
По итогам проведения в 2020 году электронного аукциона по выбору организации на разработку проектной и сметной документации были возвращены в федеральный бюджет бюджетные ассигнования в размере 14,0 тыс. рублей.
ФАИП предусмотрены бюджетные ассигнования в объёмах: в 2021 году - 1 304 753,0 тыс. рублей, в том числе 180 500,0 тыс. рублей на проектные и изыскательские работы по позиции "проектные и изыскательские работы (остатки 2020 года)", в 2022 году - 878 394,5 тыс. рублей, в 2023 году - 1 540 000,0 тыс. рублей.
В соответствии с принятым Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" была сформирована и утверждена федеральная адресная инвестиционная программа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которой предусмотрены бюджетные ассигнования в объёмах: в 2022 году - 1 150 694,5 тыс. рублей, в 2023 году - 2 040 000,0 тыс. рублей, в 2024 году - 1 978 118,9 тыс. рублей.
Дополнительная потребность составляет в 2024 году - 361 599,2 тыс. рублей.
С 2022 года инвестиционный проект будет реализовываться в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования не требуется.
В соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, Проект постановления не относится к числу проектов актов, требующих оценки регулирующего воздействия.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
В связи с техническим оформлением документации, необходимой для ввода объекта в эксплуатацию, предполагаемый срок ввода объекта в эксплуатацию - 2025 год.
Финансовое обеспечение эксплуатационных расходов по объекту будет осуществляться после ввода его в эксплуатацию в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Министерством здравоохранения Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.