Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 18.01.2022 г.)
Законопроект разработан во исполнение пункта 3 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Реинжиниринг правил промышленного строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 2692-р, в целях определения порядка использования земель сельскохозяйственного назначения для строительства объектов переработки сельскохозяйственной продукции и строительства связанной с этим инфраструктуры, направленного на расширение видов деятельности, осуществление которых возможно на землях сельскохозяйственного назначения.
Законодательством Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установлен главой XIV Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, действующее законодательство допускает использование земель сельскохозяйственного назначения в целях строительства объектов для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен особый статус сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, как земель, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Вместе с тем порядок использования указанных сельскохозяйственных угодий земельным законодательством не конкретизируется (за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, которые включаются в перечень земель, использование которых для других целей не допускается).
Законодательством о градостроительной деятельности установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, должно определяться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Запрет на установление градостроительного регламента, которым в том числе должны определяться параметры разрешенного строительства, отсутствие федерального закона, определяющего порядок использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, являются препятствием использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, несмотря на отсутствие прямого запрета в законодательстве.
Учитывая сжатые сроки, установленные указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, законопроектом предлагается временный (до установления федеральным законом порядка использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения) порядок размещения объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения, относящихся к сельскохозяйственным угодьям (за исключением земель, включенных в перечень, указанный в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указанный порядок предполагает наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по принятию решений об установлении границ зоны планируемого размещения на сельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения объектов капитального строительства, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, и необходимых для их функционирования объектов инфраструктуры по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
При этом требования к содержанию указанного решения а также порядок его принятия будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.