Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении федеральных авиационных правил "Требования к летной годности пилотируемых свободных аэростатов. Часть 31"
(подготовлен Минтрансом России 18.01.2022 г.)
В соответствии со статьями 8, 35 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2018, N 32, ст. 5135), пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875; 2010, N 28, ст. 3705; 2015, N 49, ст. 6976; 2016, N 42, ст. 5929, 2018, N 37, ст. 5763; 2019, N 10, ст. 979), абзаца 28 пункта 5.2.53.8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности пилотируемых свободных аэростатов. Часть 31".
2. Установить, что настоящий приказ вступают в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2022 г.
Министр |
В.Г. Савельев |
Утверждены
приказом Минтранса России
от __________ N ______
Федеральные авиационные правила
"Требования к летной годности пилотируемых свободных аэростатов Часть 31"
РАЗДЕЛ A. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Область применения
Федеральные авиационные правила "Требования к летной годности пилотируемых свободных аэростатов. Часть 31" (далее - Правила) распространяются на пилотируемые свободные аэростаты (далее аэростаты), в которых подъемная сила создается за счет:
нагретого воздуха;
комбинации нагретого воздуха и негорючего газа легче воздуха;
газа легче воздуха.
Правила подготовлены в соответствии со статьями 8, 35, 36, 37 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации и распространяются на Заявителей, претендующих на получение сертификата типа воздушного судна или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды.
Правила применяются при обязательной сертификации предусмотренной статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Сокращенные наименования
Применяемые сокращенные наименования, используемые в Правилах:
Аэростат - летательный аппарат, подъемная сила которого создается за счет газа с плотностью меньше плотности окружающего воздуха.
Аэростат газовый - аэростат, подъемная сила которого обеспечивается за счет газа легче воздуха.
Аэростат комбинированный - аэростат, подъемная сила которого обеспечивается за счет комбинации нагретого воздуха и негорючего газа легче воздуха.
Аэростат тепловой - аэростат, подъемная сила которого обеспечивается за счет нагретого воздуха.
Взлет - этап полета свободного аэростата с момента начала движения гондолы относительно земной (водной) или иной поверхности до момента набора установленной в эксплуатационной документации высоты.
Гайдроп - устройство в виде каната или иного протяженного гибкого элемента имеющего массу и длину, необходимые для обеспечения горизонтального полета и торможения пилотируемого аэростата перед посадкой.
Гондола - конструкция, подвешиваемая под оболочкой и предназначенная для размещения лиц и оборудования, находящихся на борту аэростата.
Горелка - источник тепла нагревательной системы, предназначенный для обеспечения сгорания топлива.
Единичный отказ - нарушение способности одного элемента аэростата, его составной части, детали или материала выполнять требуемую функцию.
Заявитель - лицо, обратившееся в Уполномоченный орган с целью сертификации пилотируемого свободного аэростата.
Изделие, покупное изделие, деталь, сборочная единица, составная часть - в соответствии с ГОСТ 2.101-68 "Единая система конструкторской документации. Виды изделий".
Масса пустого аэростата - масса конструкции аэростата без газа, создающего подъемную силу, топлива, заправляемых жидкостей и сбрасываемого балласта.
Нагревательная система - система, используемая для нагрева воздуха в оболочке с целью создания подъемной силы аэростата. Система включает источник тепла, органы управления, топливные трубопроводы, топливные баки или баллоны, управляющие клапаны, краны и другие элементы.
Несущий газ - газ, применяемый для наполнения оболочки аэростата, плотность которого меньше плотности окружающего воздуха.
Нормальные условия эксплуатации - эксплуатация аэростата (составной части) в пределах эксплуатационных ограничений с учетом воздействия внешних факторов, которые могут реализоваться в пределах эксплуатационных ограничений, в том числе атмосферных явлений, рельефа местности, функционирования составных частей аэростата, квалификации экипажа и других факторов, влияющих на безопасность полета.
Оболочка - конструкция, содержащая несущий газ и удерживающая гондолу.
Подъём на привязи - режим эксплуатации свободного аэростата путем закрепления его с помощью фалов без цели совершения свободного полета.
Полет аэростата - движение аэростата в воздухе с момента начала взлета до момента окончания посадки.
Посадка - этап полета аэростата от момента касания гондолы земной или иной поверхности до прекращения движения аэростата.
Применимые требования (сертификационный базис) - требования к заявленному для сертификации аэростату, составленные на основании Правил.
Расчетная нагрузка - эксплуатационная нагрузка умноженная на предписанные Правилами коэффициенты безопасности.
Расчётный случай - случай, при котором нагрузки на аэростат могут оказаться близкими к максимальным, например посадка с максимальной заявленной скоростью. Обязательные расчетные случаи предписываются Правилами.
Ремень безопасности - конструкция принудительного удержания лица, находящегося на борту аэростата, при посадке или в других случаях, при которых могут возникнуть опасные перегрузки.
Сбрасываемый балласт - балласт, предназначенный для управления полетом и совершения безопасной посадки в необходимом количестве.
Свободный аэростат - аэростат, у которого отсутствует физическая связь с устройством или средством, расположенными на земной или иной поверхности или с предметами находящимися на ней.
Удерживающее средство - конструкция позволяющая лицу, находящемуся на борту аэростата, возможность держаться при посадке или в других случаях, при которых могут возникнуть перегрузки.
Указания по эксплуатации - требования, инструкции, регламенты, другие методические указания и рекомендации, излагаемые в эксплуатационных документах.
Эксплуатационная нагрузка - максимально возможная нагрузка (усилие, напряжение, давление), с учетом предписанных Правилами перегрузок, которая может реализоваться в элементах конструкции аэростата и составных частях в нормальных условиях эксплуатации.
Доказательства соответствия
Соответствие требованиям Правил должно быть подтверждено заявителем одной или несколькими работами:
испытаниями;
расчетами, основанными на материалах испытаний, при условии, что полученные результаты расчетов обеспечивают такую же или лучшую точность, как и результаты, полученные при проведении испытаний;
доказательством применимости результатов ранее проведенных испытаний;
доказательством применимости ранее разработанной и эксплуатируемой конструкции при полном ее соответствии заявляемой конструкции, включая примененные материалы и условия эксплуатации.
РАЗДЕЛ B. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ АЭРОСТАТА
31.1 Ограничения на массу аэростата
Заявителем в конструкторской документации должны быть установлены значения максимальной и минимальной массы аэростата, а также другие значений масс, в пределах которых аэростат может безопасно эксплуатироваться. Масса газа, создающего подъемную силу, не входит в массу аэростата.
Максимальная масса аэростата устанавливается таким образом, чтобы она была не больше, чем:
наибольшая масса аэростата, заявленная Заявителем;
наибольшая масса аэростата, при которой подтверждено соответствие всем применимым требованиям Правил.
Минимальная масса аэростата должна быть установлена Заявителем так, чтобы обеспечивалось соответствие всем применимым требованиям Правил к летным характеристикам в условиях минимальной загрузки аэростата. Должны быть учтены факторы, действующие на аэростат в условиях нормальной эксплуатации, в том числе снижение устойчивости оболочки к скоростному напору воздуха, наружное и внутреннее обледенение оболочки.
Значения массы аэростата, в пределах которых он может безопасно эксплуатироваться, должны быть включены в эксплуатационную документацию.
31.1 Масса пустого аэростата
Заявитель в конструкторской документации должен установить массу пустого аэростата, а также указать оборудование и состав аэростата, которые определяют массу пустого аэростата. Оборудование и состав аэростата, с указанием масс, включаются в эксплуатационную документацию.
31.2 Динамика набора высоты
Аэростат при максимальной массе, увеличенной на 5%, должен подниматься на высоту 90 метров за первую минуту после начала подъема из состояния равновесия от уровня 0 м с параметрами воздуха по Международной стандартной атмосфере. Для аэростатов тепловых и комбинированных соответствие должно быть показано при минимальном заявленном давлении топлива в нагревательной системе, для аэростатов газовых и комбинированных - при минимальном заявленном объеме газа создающего подъемную силу.
31.1 Управляемость аэростата
Аэростат должен обладать управляемостью и маневренностью, обеспечивающими его безопасное пилотирование лицами имеющими свидетельство пилота свободного аэростата. В противном случае, эксплуатационные ограничения должны содержать указания о подготовке экипажа на данный тип или экземпляр аэростата.
РАЗДЕЛ A. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЧНОСТИ АЭРОСТАТА
Эксплуатационные и расчетные нагрузки
Требования к прочности аэростата определяются Заявителем на основе:
эксплуатационных нагрузок, с учетом предписанных Правилами значений перегрузки;
расчетных нагрузок, с учетом с учетом предписанных Правилами коэффициентов безопасности.
31.1 Значения перегрузок
Для расчетных случаев должны приниматься следующие значения перегрузок:
для расчетных случаев соответствующих полету при определении эксплуатационной нагрузки перегрузка должна приниматься не менее 1,4;
для расчетных случаев соответствующих посадке, для всех частей гондолы и элементов крепления гондолы к оболочке, эксплуатационная нагрузка должна быть определена с учетом перегрузки, связанной с возможным рывком после касания, но не менее, чем указанно в подпункте 9 настоящего пункта. Для изделий находящихся в гондоле перегрузка должна соответствовать пункту 10 Правил.
31.1 Коэффициенты безопасности
При расчете прочности или испытаниях Заявителем принимаются следующие минимальные значения коэффициентов безопасности:
5 |
для конструкции оболочки; |
5 |
для конструкции креплений оболочки к гондоле, и других средств, обеспечивающих удержание лиц находящихся на борту (для композиционных или неметаллических деталей и материалов) ; |
1,5 |
для конструкции креплений оболочки к гондоле, и других средств, обеспечивающих удержание лиц находящихся на борту (для металлических деталей и материалов) ; |
1,5 |
- для других элементов конструкции аэростата. |
При расчете прочности оболочки может быть использован коэффициент безопасности, отличный от указанного в подпункте 9 настоящего пункта, но не менее 2, если Заявителем испытаниями будет показано, что при выбранном коэффициенте предотвращается отказ, вызванный расползанием или мгновенным разрывом ткани приводящих к неконтролируемому снижению. Испытания должны проводиться при наибольшем значении максимального расчетного давления или напряжения в оболочке.
элементы крепления оболочки к гондоле должны быть сконструированы так, чтобы любой единичный отказ не влиял на безопасность полета.
Масса человека
При расчетах прочности масса человека принимается равной 77 кг.
Прочность конструкции аэростата и составных частей
Конструкция аэростата и составных частей должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без остаточных деформаций и разрушений.
Конструкция аэростата и составных частей должна выдерживать расчетные нагрузки минимум 3 секунды без разрушений.
При воздействии эксплуатационной нагрузки Заявитель должен подтвердить испытанием оболочки, ее отдельной части или физической модели способность оболочки к не распространению возникшего разрыва до размеров способных вызвать неуправляемое снижение. При испытаниях части оболочки необходимо обеспечить, чтобы она включала в себя ленты, швы и другие элементы, способные останавливать разрыв.
Гондола и нагревательная система, с установленным оборудованием, предусмотренным конструкторской документацией, и сбрасываемым балластом должны выдерживать ударные нагрузки, соответствующие максимальным заявленным вертикальной, но не менее 4,5 м/с, и горизонтальной, не менее 7 м/с, скоростям посадки аэростата на заявленную поверхность с загрузкой гондолы, соответствующей максимальной взлетной массе.
При подтверждении требования подпункта 10 настоящего пункта методом свободного падения высота сброса гондолы определяется из условия достижения максимальной разрешенной вертикальной скорости посадки указанной в эксплуатационной документации, умноженной на 1,5, но не менее 4,5 м/с, при этом, столкновение с поверхностью должно происходить под углами 0 и 30 градусов. После испытаний не должно быть разрушений и остаточных деформаций, оборудование должно сохранять работоспособность.
Конструкция аэростата и составных частей должны выдерживать воздействие вибраций и других нагрузок, возникающих во время наземной эксплуатации, в том числе во время транспортировки.
Заданная прочность элементов аэростата с учетом воздействия температуры, солнечной радиации и других эксплуатационных факторов, которые могут влиять на прочность, должна сохраняться в течение всей эксплуатации аэростата.
Средства крепления в гондоле изделий, в том числе оборудования должны иметь коэффициент безопасности указанный в пункте 9Правил и выдерживать перегрузки:
3,0 |
во всех горизонтальных направлениях; |
6,0 |
вниз (кроме случаев размещения объекта на полу гондолы); |
2,0 |
вверх. |
Требования к аэростату при подъемах на привязи
Конструкция аэростата должна выдерживать воздействие нагрузок от элементов удерживающих аэростата от возможности совершения свободного полета (далее система привязи), в том числе, на раму горелки.
Система привязи должна быть спроектирована таким образом, чтобы любой единичный отказ не мог повлиять на безопасность лиц, находящихся на борту аэростата, и лиц, находящихся на земле.
Конструкция системы привязи должна выдерживать перегрузку, не менее, чем указанную в пункте 99 Правил, и коэффициент безопасности, указанный в пункте 99 Правил, в части элементов крепления оболочки к гондоле.
С целью определения установленных ограничений при подъеме на привязи Заявителем должно быть предусмотрено устройство или объективный внешний признак, указанный в эксплуатационной документации..
31.1 Требования к ремням безопасности
Если применяются ремень безопасности, он не должен выходить из строя при воздействии инерционных нагрузок от удерживаемого лица, определяемых с учетом перегрузок:
2,0 - не менее вверх;
3,0 - не менее во всех горизонтальных направлениях.
Для целей настоящего пункта масса человека принимается не менее 86 кг.
В отношении соединений, применяемых в конструкции ремня безопасности, в том числе при креплении его к конструкции гондолы, необходимо учитывать дополнительной коэффициент безопасности для соединений в соответствии с требованиями пунктов 13и 8Правил.
РАЗДЕЛ A. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ АЭРОСТАТА
31.1 Применение деталей, сборочных единиц и готовых изделий.
Возможность применения в конструкции аэростата деталей, сборочных единиц, выход из строя которых влияет на безопасность, должна быть подтверждена Заявителем в соответствии с требованиями пункта 8Правил.
Возможность применения в конструкции аэростата покупного изделия должна быть подтверждена сертификатом типа того аэростата, в состав которого оно входит, и испытаниями этого покупного изделия составе заявляемого к сертификации аэростата.
31.1 Применение материалов
Пригодность материалов, характеристики которых влияют на безопасность, должны подтверждаться:
опытом их применения в ранее сертифицированных аэростатах или испытаниями. Объем испытаний должен быть достаточен для принятия решения Заявителем о возможности применения материалов в конструкции аэростата, и;
проверками, предусмотренными конструкторской документацией Заявителя, гарантирующими прочность, долговечность и другие характеристики, принятые в расчетных данных.
Заявителем должно быть доказано, что материалы оболочки не возгораются от нагревательной системы при наполнении на земле и в полете при нормальных условиях эксплуатации, в том числе порывах ветра.
31.1 Обеспечение качества изготовления
Технологические процессы изготовления типовой конструкции, должны обеспечивать заявленные характеристики аэростата.
Конструкторская документация должна предусматривать требования к входному контролю изделий и материалов, и выходной контроль аэростата в целом.
31.1 Соединения деталей и частей аэростата
Резьбовые и другие соединения должны содержать средства, гарантирующие от самопроизвольного разъединения (законтрены). Контрящие средства, использующие трение, не допускается применять на подверженных вращению или вибрации частях аэростата, в том числе при транспортировке.
31.1 Защита от воздействия случайных и неблагоприятных факторов
Все части, выход которых из строя может влиять на безопасность полета, должны быть защищены от воздействия климатических факторов, коррозии, нагрева, истирания, других факторов, возникающих при нормальных условиях эксплуатации.
Предохранительные устройства, предотвращающие случайное срабатывание какого-либо механизма, должны иметь полосы желтого и черного цвета.
31.1 Обеспечение доступа при техническом обслуживании
Конструкция аэростата должна обеспечивать доступ к изделиям, требующих периодического технического обслуживания в процессе эксплуатации аэростата.
31.1 Идентификация аэростата и составных частей
Конструкторская документация должна содержать требования по идентификации аэростата в целом, его составных частей: оболочки, гондолы, источника тепла, топливных баков (баллонов), а также изделий с ограниченным ресурсом и изделий, отказ которых способен повлиять на безопасность полета.
Метод нанесения информации должен обеспечивать читаемость текста в течении всей эксплуатации аэростата и его составных частей.
В части оболочки, гондолы, источника тепла, топливных баков (баллонов) конструкторская документация должна предусматривать маркировку содержащей:
наименование составной части
обозначение и/или модель составной части
наименование изготовителя;
заводской номер;
дату изготовления;
массу составной части.
В части идентификации аэростата конструкторская документация должна предусматривать установку огнестойкой таблички, содержащей, как минимум, следующую информацию:
государственный и регистрационный опознавательные знаки;
обозначение типа и модели аэростата (для типовой конструкции);
наименование изготовителя;
заводской номер аэростата;
дату изготовления;
номер сертификата типа (для типовой конструкции);
номер сертификата изготовителя (для типовой конструкции);
номер акта оценки о соответствии требованиям к летной годности и дата выдачи (для аэростатов не имеющих сертификата типа).
При изготовлении таблички из нержавеющей стали методом гравирования огнестойкость таблички и читаемость текста считаются достаточными.
Табличка крепится к нижней части оболочки аэростата рядом с маркировкой содержащей информацию об оболочке.
Дополнительный коэффициент безопасности для соединений
Для соединений одного элемента конструкции с другим, а также для деталей, передающих нагрузку, прочность которых доказана в соответствии с пунктом 8 Правил, предписанные настоящими Правилами коэффициенты безопасности должны быть увеличены в 1,15 раза.
31.1 Требования к топливным бакам (баллонам)
Если в качестве топлива применяются сжиженные или сжатые газы должны применяться баллоны удовлетворяющие требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) или удовлетворяющие требованию пункта 1111Правил.
Испытаниями должно быть показано, что топливные баки (баллоны) при массе, соответствующей полной заправке, в том числе их опорная часть, способны выдерживать без остаточных деформаций и разрушений нагрузки, возникающие при посадке. Испытания могут быть проведены в составе гондолы (пункт 10 Правил).
Топливный бак (баллон) должен быть оснащен:
запорным вентилем, имеющим средство для предотвращения вытекания топлива при случайном его открытии при отсоединенном трубопроводе;
предохранительным клапаном;
средством контроля превышения максимального заполнения и средством стравливания (слива) топлива при перезаправке;
средством контроля остатка топлива, если это средство не включено в состав нагревательной системы;
дополнительно к информации указанной в пункте 12 Правил табличкой или маркировкой, содержащей информацию предусмотренную требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
иметь надпись: "Только для использования в аэростатах".
Все топливные разъемы должны иметь средства, предохраняющие от загрязнений при транспортировке и хранении.
Требования к системам подачи топлива под давлением
Каждый элемент, узел системы должен быть испытан на давление, превышающее, в два раза максимальное рабочее давление, которому будет подвергаться система в нормальной эксплуатации, с учетом максимального давления насыщенных паров применяемого топлива. При этом после испытаний все элементы системы должны оставаться герметичными и сохранять работоспособность.
Все части системы должны выдержать нагрузки возникающие при посадке, в том числе ударные.
Если имеется возможность неоднозначного монтажа системы подачи топлива, то конструкторская документация должна содержать требования к устойчивой к внешним воздействиям маркировке с информацией о правильном монтаже.
Жесткие элементы, удлиняющие топливную магистраль, в том числе закрепленные непосредственно на клапанах, кранах топливных баков (баллонов), должны быть защищены от воздействия лиц, находящихся на борту, и от возможных деформаций гондолы, возникающих при посадке.
Если в системе подачи топлива имеются разъемы, используемые в эксплуатации, в том числе во время полета, то на каждой части разъема должно быть средство для предотвращения вытекания топлива.
Требования к нагревательной системе
Система должна быть сконструирована и установлена так, чтобы не создавать опасности возникновения пожара.
Если тепловое излучение пламени нагревательной системы, повышает температуру поверхностей элементов конструкции выше допустимой, или некомфортно для лиц, находящихся на борту, должно быть предусмотрено экранирование или другое средство защиты от излучения.
Органы управления, приборы и оборудование нагревательной системой, должны обеспечивать безопасную эксплуатацию. Должно быть показано, что они могут выполнять заданные функции в нормальных и аварийных условиях эксплуатации.
Если нагревательная система имеет больше, чем один канал подачи топлива или более одного комплекта органов управления, то эти каналы и органы управления должны быть идентифицированы для пилота.
Должен быть предусмотрен индикатор или прибор указывающий остаток топлива или, для многобаллонной системы, указана последовательность выработки баллонов.
Каждый канал нагревательной системы должен иметь манометр.
Нагревательная система должна быть испытана в условиях эксплуатационных ограничений:
не менее двукратной максимально возможной продолжительности полета, включая работу на минимальных и максимальных заявленных давлениях топлива;
не менее двукратной максимально возможной непрерывной работы на газовой фазе;
если нагревательная система включает несколько трактов подачи и сжигания топлива, испытаниям должен подвергнут каждый тракт.
после проведения испытания система и каждый элемент системы должны быть герметичными, в работоспособном состоянии без следов деформаций и повреждений;
Устройство зажигания пламени горелки должно надежно функционировать в условиях нормальной эксплуатации, в том числе при порывах ветра и 100% влажности, конструкция нагревательной системы должна обеспечивать многократный запуск устройства.
Нагревательная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы в случае единичного отказа она обеспечивала горизонтальный полет при максимальной взлетной массе и минимальном давлении в нагревательной системе.
31.1 Требования к системам управления аэростатом
Органы управления аэростатом должны работать, при естественных усилиях со стороны экипажа, их расположение должно обеспечивать удобство и однозначность использования.
Элементы системы управления, включая исполнительные устройства, должны исключать заедания, а также случайные контакты с лицами на борту, грузами и другими объектами. Конструкция системы управления должна исключать неправильный монтаж в эксплуатации или иметь маркировку стойкую к внешним воздействиям.
Для предотвращения разрушения оболочки каждый аэростат газовый и комбинированный должен иметь клапан или рукав, через который необходимый объем газа должен быть автоматически выпущен при достижении максимального рабочего давления в оболочке;
Каждый аэростат должен иметь средство для обеспечения управляемого выпуска теплого воздуха или несущего газа;
Каждый аэростат тепловой и комбинированный должен иметь индикатор превышения максимальных температур в оболочке или прибор показывающий температуру в оболочке.
31.1 Требования к системе балластирования
Каждый аэростат комбинированный и газовый должен иметь устройство для безопасного хранения и управляемого сброса балласта. Сбрасываемый балласт должен состоять из материала, который не мог бы оказать вредного воздействия на лиц находящихся на земле.
Количество сбрасываемого балласта должно обеспечивать безопасный полет комбинированного и газового аэростатов во всех нормальных условиях эксплуатации, включая спуск аэростата для совершения посадки с заявленной скоростью.
31.1 Требования к предметам находящимся за бортом аэростата
Любые находящиеся за бортом аэростата предметы, в том числе гайдроп, не должны нести опасности нанесения вреда лицам, находящимся на борту и на земле.
31.1 Требования к средству выпуска воздуха (газа)
С целью совершения посадки аэростата оболочка должна быть оснащена системой для выпуска воздуха или газа. Должно быть исключено случайное ее срабатывание. Безопасность системы должна быть подтверждена испытаниями.
Если выпуск воздуха или газа осуществляется через боковую сторону оболочки, должно быть установлено устройство обеспечивающее ориентирование оболочки аэростата перед посадкой таким образом, чтобы боковая сторона оболочки после посадки была обращена вверх.
Скорость выпуска воздуха из оболочки с целью совершения посадки теплового аэростата считается достаточной, если с момента воздействия на фал управления системой выпуска воздуха при максимальной массе за первые 25 секунд аэростат теряет не менее 25% подъемной силы.
31.1 Требования к фалам управления аэростатом
Фалы управления аэростатом являются элементом системы управления аэростатом и должны удовлетворять следующим требованиям:
должны быть спроектированы и установлены так, чтобы исключить их запутывание и случайное срабатывание;
максимальное усилие на фалах управления не должно превышать 340 Н для всех заявленных значений взлетной массы;
должны иметь длину, обеспечивающую компенсацию при вертикальном увеличении размера оболочки в заявленных диапазонах масс.
Если в фалах управления применяется предохранительное устройство, предотвращающее случайное срабатывание, оно должно соответствовать требованиям пункта 1212Правил.
Часть фалов, которыми пользуется пилот для поворота налево, должна иметь черный цвет, а часть фалов, которыми пользуется пилот для поворота направо, должна быть иметь зеленый цвет.
Если применяется фал для управления аэростатом по высоте и выходное отверстие автоматически закрывается, то та часть фала, которой пользуется пилот, должна иметь полосы красного и белого цветов. Если, выходное отверстие автоматически не закрывается и требуется наличие дополнительного фала, то та часть фала, которой пользуется пилот для закрытия, должна иметь белый цвет;
Если фал применяется для посадки, а также аварийного выпуска воздуха (газа) из оболочки или выходное отверстие не закрывается автоматически, то та часть фала, которой пользуется пилот, должна быть окрашена в красный цвет. При этом, усилие, требуемое на фале для открытия, должно быть не менее 110 Н для всех заявленных значений взлетной массы.
31.1 Требования к гондоле
Гондола не должна вращаться отдельно от оболочки, за исключением случаев, когда исключено запутывание фалов управления.
Конструкция гондолы должна исключать травмирование лиц находящихся на борту в условиях нормальной эксплуатации.
Если иными средствами не обеспечена безопасность лиц во время взлёта, полёта и посадки, высота борта открытой гондолы при расположении в ней лиц стоя должна быть не менее 1,1 м.
Если гондола рассчитана более чем на шесть человек, гондола должна быть разделена на секции, в каждой из которых должно быть не более шести человек.
Конструкция гондолы должна исключать падение лиц друг на друга при посадке.
На каждого человека в гондоле должно приходиться не менее 0,25м2.
Место пилота должно обеспечивать управление аэростатом на всех стадиях взлета, полета и посадки.
Удерживающие средства для лиц находящихся на борту должны соответствовать требованиям пункта 17Правил.
Конструкция открытой гондолы должна иметь средства удаления воды, обеспечивающие продолжение безопасного полета.
Силовые элементы подвески гондолы к оболочке (ленты, троса) должны быть размещены таким образом, чтобы исключить их повреждение в условиях нормальной эксплуатации.
Форма выступающих за борт частей гондолы, не должна влиять на плавность торможения и прочность гондолы на этапе волочения в процессе посадки.
31.1 Требования к средствам металлизации
В конструкции газового аэростата, использующего в качестве средства создания подъемной силы воспламеняющийся газ, должны быть предусмотрены средства металлизации или иные средства для стока статического заряда, влияющего на безопасность.
При использовании для стока статического заряда металлизированного разрядника, его нижняя часть должна находиться не менее чем на 3 м ниже дна гондолы.
31.1 Требования к удерживающим средствам
Для всех лиц кроме пилота должны быть предусмотрены удерживающие средства обеспечивающие безопасность при посадке. При заявленных скоростях посадки не более 3 м/с (вертикальная) и не более 7 м/с (горизонтальная) указанные средства могут быть выполнены в виде поручней для рук.
Для пилота должно быть предусмотрено удерживающее средство, которое должно быть спроектировано таким образом, чтобы:
пилот мог свободно дотягиваться до необходимых органов управления, когда удерживающее средство закреплено на пилоте и правильно отрегулировано;
имелся однозначный способ экстренного освобождения от удерживающего средства;
случайное освобождение без участия пилота было исключено.
по прочности удерживающие средства должны соответствовать требованиям пункта Правил.
31.1 Требования к аэронавигационным огням
Если аэростат предназначен для полетов в ночное время, должны быть установлены аэронавигационные огни или предусмотрено место для их установки в эксплуатации. Огни должны состоять из одного белого постоянного свечения и одного белого или красного проблескового свечения с эффективной частотой вспышек не менее 40 и не более 100 циклов в минуту.
Угол действия каждого огня в горизонтальной плоскости должен быть не менее 360 градусов. Сила света и цвет должны обеспечиваться установленными на огни отражателями и цветными фильтрами и определяться в установившемся режиме работы источника света при минимальном напряжении питания, определенном изготовителем.
Сила света для аэронавигационных огней в горизонтальной плоскости, проходящей через источник света, должна быть равна или превышать следующие значения:
для постоянного белого |
20 кандел; |
для проблескового красного или белого |
40 кандел. |
Сила света в вертикальных плоскостях в долях от подпункта 18 должна быть равна или превышать следующие значения:
от 0 до 5 градусов |
0,90; |
от 10 до 15 градусов |
0,70; |
от 20 до 30 градусов |
0,30; |
от 40 до 60 градусов |
0,05. |
Цветность красного огня должна соответствовать следующим координатам цветности:
по координате "Y" |
- не более 0,335; |
по координате "Z" |
- не более 0,002. |
Цветовая температура белого огня должна быть в пределах 2500_6500 градусов Кельвина.
Постоянный белый огонь должен располагаться не более чем на 6,0 м ниже гондолы. Проблесковый красный или белый огонь должен располагаться не менее чем на 2,0 метра и не более чем на 3,0 метра ниже постоянного белого огня.
Должны быть предусмотрены средства для снятия и хранения огней в гондоле в полете.
Аэронавигационные огни должны иметь в своем составе источник питания достаточный для выполнения полета в ночное время.
Тепловые аэростаты с оболочками способными пропускать излучение горелки могут не иметь аэронавигационных огней, при этом сила света излучаемая оболочкой должна быть не менее 40 кандел. В эксплуатационной документации должно быть требование о частоте вспышек горелкой не менее 4 раз в минуту, или частота вспышек должна быть обеспечена конструкцией аэростата.
31.2 Требования к гайдропу
Масса и длина гайдропа должны обеспечивать горизонтальный полет аэростата в заявленных условиях полета на гайдропе.
Прочность гайдропа должна обеспечивать удержание аэростата в случае его зацепки за предметы находящиеся на земле при заявленных скоростях ветра.
Нижний конец гайдропа должен иметь достаточную жесткость и длину, исключающую его запутывание за растительность на земной поверхности.
Гайдроп должен иметь средства позволяющие пилоту определять длину гайдропа находящуюся на земле.
Гайдроп должен иметь средство аварийной отцепки.
РАЗДЕЛ A. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ АЭРОСТАТА
31.1 Общие требования к оборудованию аэростата
Каждый вид установленного оборудования должен:
быть такого типа и конструкции, которое соответствует его назначению;
иметь маркировку и документ со сведениями о изготовителе, назначении, эксплуатационных ограничениях, сведениями о безопасной эксплуатации и обслуживании, если маркировка не включает указанные сведения, или эти сведения отсутствую в эксплуатационной документации на аэростат.
включаться в состав конструкторской документации в соответствии с с ограничениями, предписанными для этого оборудования и требованиями эксплуатационной документацией этого оборудования;
выполнять свои функции и после установки на аэростат.
Ни один вид установленного оборудования при выполнении своих функций не должен оказывать воздействия на функции другого оборудования, вызывающего опасные последствия в условиях нормальной эксплуатации аэростата.
Оборудование и элементы его крепления должны быть сконструированы так. чтобы в случае их единичного отказа обеспечивалась безопасность полета аэростата.
Основное оборудование
С состав комплекта аэростата должны входить:
для аэростатов тепловых и комбинированных - средство воспламенения устройства зажигания пламени горелки, упомянутого в пункте 15 Правил;
для аэростатов тепловых и комбинированных - индикатор или показывающий прибор температуры в оболочке;
для всех аэростатов - вариометр и барометрический высотомер;
для всех аэростатов - огнетушитель с минимальной массой гасящего вещества 2 кг.
Аэростат, предназначенный для осуществления подъемов на привязи, должен иметь систему привязи, удовлетворяющую требованиям пункта.11Правил.
Аэростат комбинированный и газовый, должен иметь емкости для хранения сбрасываемого балласта, в количестве необходимом для полета, включая балласт для снижения при совершении посадки.
Дополнительное оборудование
Если аэростат предназначен для полетов по правилам полетов по приборам или над территориями, не доступных для средств наземного сопровождения, или над территориями, где связь с аэростатом недоступна, на аэростате должно быть установлено или находиться средство двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения, поисковое и аварийно-спасательное оборудование.
Необходимость установки или нахождения на борту другого оборудования определяется Заявителем в сертификационном базисе из условий назначения аэростата.
РАЗДЕЛ A. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
31.1 Общие требования
Заявитель должен разработать указания по эксплуатации аэростата. Изложение материалов должно быть исчерпывающим, четким, исключающим неоднозначное или ошибочное понимание.
Указания по эксплуатации аэростата могут быть оформлены:
единым документом - Руководством по эксплуатации аэростата, содержащим указанную в пунктах 20и 22Правил информацию или
отдельными документами:
Руководством по летной эксплуатации;
Руководством по технической эксплуатации аэростата.
Указания по эксплуатации, касающиеся полета
Указания по эксплуатации, касающиеся полета, включаются в Руководство по эксплуатации аэростата или в Руководство по летной эксплуатации, эти руководства должны содержать:
Лист регистрации изменений и перечень действующих листов;
Раздел 0 - служебная информация (назначение руководства, обязанности держателя руководства, сведения принятые термины и сокращения, порядок внесения изменений);
Раздел 1 - общие сведения (назначение аэростата, принципы полета и управления, особенности эксплуатации, управления и пилотирования, конструктивные особенности, другие сведения);
Раздел 2 - эксплуатационные ограничения:
виды эксплуатации (например,по правилам визуального полета, по правилам полета по приборам, днем, ночью и другую информацию, касающуюся заявленных видов эксплуатации.);
минимальный экипаж и требования к нему;
максимальное количество человек на борту;
ограничения по наружной температуре;
ограничения по высоте полета;
ограничения по температуре в оболочке (для аэростатов тепловых и комбинированных);
ограничения по давлению в оболочке (для аэростатов газовых и комбинированных, также тепловых, если предусмотрен наддув оболочки);
ограничения по скоростям ветра, включая вертикальную составляющую;
требования к минимальной, максимальной и предельным взлетным массам;
ограничения по вертикальным скоростям аэростата, в том числе при посадке;
ограничения и требования по используемому топливу;
ограничения при подъемах на привязи (если предусмотрены);
технические требования к газу, используемому для создания подъемной силы и количество сбрасываемого балласта необходимое для совершения безопасной посадки для аэростатов газовых и комбинированных;
ограничения при полете на гайдропе (если предусмотрен);
другие ограничения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию аэростата.
Раздел 3 - Действия во внештатных ситуациях:
при термической активности атмосферы;
при недопустимом сближении с линиями электропередач;
контакт с линиями электропередач;
при пожаре на земле и в воздухе;
при повреждении оболочки в полете;
при отказе топливной системы, оборудования и других составных частей аэростата;
при посадке на лес и воду;
при попадании в сдвиг ветра;
описание других действий при попадании в сложные и аварийные ситуации.
Раздел 4 - Действия в нормальных условиях
Подраздел 4.1 - Порядок подготовки к полету:
расчет максимальной взлетной массы;
расчет потребного минимального количества топлива для осуществления планируемой продолжительности полета;
требования к экипировке пилота и пассажиров;
расчет посадочного балласта;
требования к взлетной площадке;
порядок сборки гондолы и нагревательной системы;
монтаж системы привязи при привязных подъемах;
подготовка и наполнение оболочки воздухом и/или газом;
расположение лиц в гондоле и их инструктаж;
контрольные операции;
другие операции, связанные с подготовкой к полету и особенностями аэростата.
Подраздел 4.2 - Выполнение полета:
процедуры взлета для заявленных условий;
набор высоты;
горизонтальный полет;
снижение;
выбор площадки для посадки;
расположение лиц в гондоле и их инструктаж перед посадкой;
заход на посадку;
посадка;
другие действия, связанные с вздетом, полетом и посадкой (если необходимо).
Подраздел 4.2 - Выполнение специальных полетов (если предусмотрены):
подъемы на привязи;
полеты в горной местности;
полеты в ночное время;
полеты в отсутствии связи с наземной командой;
десантирование парашютистов;
буксировка;
полеты с грузами на внешней подвеске;
длительные полеты;
другие виды полетов, для которых предназначен аэростат.
Подраздел 4.4 - Послеполетные операции.
Раздел 5 - Общие сведения о составных частях и оборудовании.
В разделе указываются сведения, в том числе иллюстрации, необходимые экипажу для летной эксплуатации аэростата.
Раздел 6 - Допускаемые повреждения и дефекты.
Раздел 7 - Общая информация о техническом обслуживании.
Раздел 8 - Транспортировка и хранение.
Раздел должен включать информация об транспортировке и хранению аэростата в целом, а также отдельных составных частях, включая топливные баки (баллоны);
Раздел 9 - Меры безопасности:
при наземной эксплуатации, включая заправку топливом;
при подготовке к полету;
при взлете;
в полете;
при посадке;
меры пожарной безопасности;
меры предупреждения иных опасностей, если они возможны.
Указания по поддержанию летной годности
Указания по поддержанию летной годности включаются в Руководство по эксплуатации аэростата или в Руководство по технической эксплуатации аэростата, эти руководства должны содержать:
лист регистрации изменений и перечень действующих листов;
описание конструкции аэростата и его составных частей, систем и элементов, необходимое для выполнения работ по поддержанию летной годности;
инструкции по обслуживанию, включая инструкции по сборке и разборке, допустимые в эксплуатации, перечень необходимых смазок и расходных материалов с данными для поставки, перечень необходимых приспособлений и оборудования;
информацию об основных органах управления аэростата, его составных частях, системах и их функционировании необходимую для выполнения технической эксплуатации;
регламент технического обслуживания, который должен предусматривать периодичность или критерии для проведения технического обслуживания, объем проверок, необходимые замены смазок, материалов, резинотехнических деталей и частей аэростата, периодичность или критерии других работ необходимых для поддержания летной годности;
инструкции по выполнению технического обслуживания, включая перечень и последовательность операций и требования о документировании их выполнения;
инструкции по допускаемым в эксплуатации ремонтам и требования о документировании выполнения ремонта;
информацию о возможных отказах и повреждениях, способах их обнаружения и действиях по их устранению;
другую информацию по поддержанию летной годности связанную с назначением аэростата.
Каждый аэростат должен иметь формуляр или раздел в Руководстве по эксплуатации аэростата, содержащий следующие сведения:
результаты испытаний, проведенные в процессе изготовления;
сведения о приемке аэростата подразделением контролирующим качество;
сведения о составных частях, входящих в состав аэростата, включая их массу;
сведения о прохождении технического обслуживания и ремонте;
сведения о произведенных в эксплуатации полетах и отметки о выполнении работ, предусмотренные руководством по летной эксплуатации и инструкциями по поддержанию летной годности;
другие сведения о процессах эксплуатации влияющих на безопасность и летную годность;
сведения о документах по сертификации, для экземпляра аэростата, которому выдаётся сертификат летной годности на основании акта оценки о соответствии требованиям к летной годности:
наименование документа, разработчик документа, утверждающая или согласующая организация, дата, место хранения для: применимых требованиях к аэростату (сертификационный базис), программы работ по оценке соответствия, отчетах о выполненных работах предусмотренных пунктом 8Правил;
копия заключения организации проводившей работы;
копия акта оценки о соответствии аэростата требованиям к летной годности.
другую информацию, предусмотренную Заявителем, для документирования процесса эксплуатации аэростата.
Формуляр или раздел в Руководстве по эксплуатации должны полностью идентифицировать изготовленный аэростат. Сведения о составных частях могут находиться в формулярах (паспортах) составных частей, в таком случае формуляр или Руководство по эксплуатации должны содержать ссылки на формуляры (паспорта) составных частей.
Для экземпляра аэростата, которому выдаётся сертификат летной годности на основании акта оценки о соответствии требованиям к летной годности приводятся фотографии составных частей и идентификационных табличек и маркировки.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.