Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 561"
(подготовлен Минспортом России 18.01.2022 г.)
Российская Федерация примет финал Лиги чемпионов UEFA сезона 2021/2022 годов в городе Санкт-Петербурге в мае 2022 года, организатором которого является UEFA - Союз европейских футбольных ассоциаций (далее - финальный матч, Лига чемпионов). Проведение финального матча потребует ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров, необходимых для его организации и проведения. Основными импортерами товаров будут UEFA, коммерческие партнеры UEFA, национальные футбольные ассоциации, вещательные компании, пресс-агентства и прочие СМИ.
В качестве условия проведения финального матча российская сторона обязалась обеспечить ввоз UEFA и уполномоченными UEFA лицами товаров, необходимых или желательных для подготовки и проведения финального матча без каких-либо ограничений и без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Текущее таможенное законодательство содержит положения, обеспечивающие выполнение базовых требований правительственной гарантии, однако не позволяет реализовать ее в полном объеме.
Пунктами 10 и 10.1 Перечня категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 329 (далее - перечень категорий товаров), предусмотрена возможность помещения под специальную таможенную процедуру спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий, в том числе предназначенных для использования при организации и проведении Лиги чемпионов.
При этом ряд вопросов применения специальной таможенной процедуры отнесен на уровень национального таможенного законодательства и должен быть дополнительно урегулирован в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 N 561 (далее - постановление N 561), устанавливающем Правила применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию спортивного снаряжения и оборудования, иных товаров, предназначенных исключительно для использования при организации и проведении официальных международных спортивных мероприятий или при проведении тренировочных мероприятий по подготовке к ним (далее - Правила).
1. Согласно пункту 10.1 перечня категорий товаров помещение товаров, предназначенных для использования при организации и проведении Лиги чемпионов, под специальную таможенную процедуру допускается при условии, что декларантами указанных товаров выступают лица, перечень которых определяется в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого проводится спортивное мероприятие. Представление в таможенный орган государства-члена письменного подтверждения уполномоченного государственного органа (организации) этого государства, к компетенции которого относятся вопросы организации и проведения спортивных мероприятий, целевого назначения товаров при этом не требуется.
В целях реализации данного положения предлагается установить порядок формирования и представления в таможенные органы информации о лицах, имеющих право использовать специальную таможенную процедуру в отношении товаров, ввозимых для использования при организации и проведении Лиги чемпионов (пункт 39 Правил и Приложение N 1 (1) к Правилам) по аналогии с нормами, предусмотренными для чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - FIFA 2018) чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года (далее - EURO 2020).
В пункте 2 постановления N 561 предлагается установить, что перечень таких лиц направляется в таможенные органы автономной некоммерческой организацией "Локальная организационная структура УЕФА Евро 2020", учрежденной Правительством Российской Федерации и Российским футбольным союзом, которой поручено осуществление подготовки и проведения мероприятий Лиги чемпионов.
2. Пунктом 10.1 перечня категорий товаров для мероприятий Лиги чемпионов предусмотрена возможность помещения под специальную таможенную процедуру лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, необходимых для оказания медицинской помощи спортсменам и членам делегаций.
Перечень международных непатентованных наименований (названий) лекарственных препаратов, определенный в приложении 2 к проекту Правил, применявшийся на мероприятиях FIFA 2018 и EURO 2020, необходимо распространить также на мероприятия Лиги чемпионов.
3. В соответствии с пунктом 10 перечня категорий товаров товары помещаются под специальную таможенную процедуру на срок, не превышающий трех месяцев с даты окончания спортивных мероприятий, для организации и проведения которых предназначены такие товары. При этом установлено, что законодательством государства-члена, на территории которого проводятся спортивные мероприятия, может быть установлен иной предельный срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, который не может превышать 18 месяцев с даты окончания спортивных мероприятий.
Опыт организации и проведения FIFA 2018 и EURO 2020 показал, что трехмесячный срок для завершения специальной таможенной процедуры является недостаточным.
В соответствии с пунктом 59 статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ период проведения Лиги чемпионов завершается 31 декабря 2022 года. С учетом изложенного в пункте 42 Правил предлагается установить предельный срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой до 31 декабря 2022 года.
4. Разделом VII Правил были установлены также иные особенности применения специальной таможенной процедуры в отношении товаров, предназначенных для организации и проведения FIFA 2018 и EURO 2020.
В частности, особенности применения специальной таможенной процедуры касались сокращения круга лиц, которые вправе помещать под специальную таможенную процедуру алкогольную продукцию и лекарственные препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества (пункт 40 Правил), возможности использования воздушных судов для выполнения нерегулярных полетов в целях перевозки официальных лиц и зрителей на футбольные матчи и обратно (пункт 40 Правил), предоставления товаров в аренду, оказания платных услуг с использованием товаров, передачи товаров иным лицам, включенным в перечень уполномоченных лиц (пункты 43, 44 Правил), стоимостного лимита товаров, которые могут быть бесплатно розданы в рекламных, маркетинговых и иных некоммерческих целях (пункт 45 Правил), закрепления возможности завершения специальной таможенной процедурой посредством безвозмездной передачи товаров уполномоченным получателям после завершения мероприятий (пункт 46 Правил), признания товаров не находящимися под таможенным контролем (пункт 47 Правил).
Указанные нормы положительно зарекомендовали себя в ходе проведения мероприятий FIFA 2018 и EURO 2020, в связи с чем предлагается закрепить вышеуказанные особенности также для мероприятий Лиги чемпионов, распространив на них соответствующие положения раздела VII Правил.
Принимая во внимание сходство мероприятий FIFA 2018, UERO 2020 и Лиги чемпионов и небольшой разрыв во времени их проведения, футбольные команды, вещательные компании, СМИ, обоснованно ожидают аналогичные правила ввоза товаров и на Лигу чемпионов.
5. Опыт проведения EURO 2020 выявил потребность в помещении под специальную таможенную процедуру билетов и необходимость нормативного закрепления возможности передачи приобретенных билетов зрителям, что реализовано в абзаце третьем пункта 4 проекта.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не направлен на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 30сентября 2021г. N 1661.
В проекте постановления отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее -обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не несет отрицательных социально-экономических последствий и не требует выделения дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.