Минэкономразвития России в соответствии пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "Об установлении технологических средств, допускаемых к применению при производстве вина" (далее - проект акта), направленный Минсельхозом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" и пункта 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, а также в соответствии с пунктом 12 плана-графика подготовки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко 10 августа 2021 г. N 8526п-П11.
По результатам рассмотрения проекта акта, а также прилагаемого к проекту акта сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта, в том числе размещенных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://regulation.gov.ru, ID проекта: 02/08/06-21/00116981), установлено, что текст проекта акта с целью проведения его общественного обсуждения был размещен на официальном сайте с 14 по 27 декабря 2021 года. Разработчиком представлена сводка поступивших предложений по итогам общественного обсуждения текста проекта акта.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 23 декабря 2021 года по 14 января 2022 года, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции Ассоциации производителей игристых вин, ООО "КУБАНЬ-ВИНО" и ОАО АПФ "Фанагория", содержащие замечания и предложения к проекту акта, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
Проект акта ранее поступал в Минэкономразвития России письмом от 1 декабря 2021 г. N ОЛ-21-19/22220 для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. Письмом Минэкономразвития России от 9 декабря 2021 г. N 43880-АХ/Д26и проект акта и сводный отчет в соответствии с пунктом 29 Правил были возвращены разработчику в связи с нарушением Правил по представлению информации в сводном отчете.
Проект акта устанавливает перечень технологических средств, допускаемых к применению при производстве вина (далее - Перечень).
Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков, возникающих вследствие принятия предлагаемого регулирования.
1. Выявлены риски установления в проектируемом регулировании обязательных требований с нарушением принципов обоснованности, правовой определенности, системности и исполнимости обязательных требований, предусмотренных статьями 6, 7 и 9 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
При комплексном и всестороннем анализе положений проекта акта выявлены противоречия положений проекта акта с нормами международного права.
Предусмотренный проектом акта Перечень не соответствует положениям в части использования технологических средств при производстве вина, установленных техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 года N 98 (вступает в силу с 1 января 2024 года), и техническим регламентом Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012)", утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года N 58 (вступил в силу с 1 июля 2013 года) (далее соответственно - ТР ТС 029/2012, ТР ЕАЭС 047/2018).
Согласно пункту 21 ТР ЕАЭС 047/2018 ароматизаторы, пищевые добавки, ферментные препараты, технологические вспомогательные средства, используемые при производстве алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям ТР ТС 029/2012. Таким образом, речь идет об отдельных категориях - пищевые добавки, технологические вспомогательные средства.
При этом таблицей 10 приложения N 3 к ТР ЕАЭС 047/2018 установлен перечень технологических операций и технологических средств, разрешенных для производства винодельческой продукции.
ТР ТС 029/2012 определены понятия пищевая добавка, технологическое средство (технологическое вспомогательное средство), перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции, а также требования безопасности пищевых добавок и технологических средств.
1.1. Обращаем внимание, что проектируемый Перечень включает в себя пищевые добавки, технологические средства, а также дрожжи, являющиеся в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011)" пищевой продукцией, как элементы, относящиеся к технологическим средствам, в нарушение определенных актами права Евразийского экономического союза (далее - Союз) норм.
Перечень в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", во исполнение которой разработан проект акта, должен включать только допустимые к применению технологические средства.
1.2. В Перечне отсутствует ряд технологических вспомогательных средств, предусмотренных ТР ЕАЭС 047/2018. В том числе Перечнем не предусмотрены такие технологические средства как каолин, тартрат кальция (или винная кислота), питьевая вода, ферроцианид калия и ряд других. Между тем с момента принятия ТР ЕАЭС 047/2018, вступление в силу которого было намечено на 1 января 2022 г., субъекты предпринимательской деятельности приводили бизнес-процессы в соответствие с его нормами. Отсутствие в Перечне технологических средств, предусмотренных ТР ЕАЭС 047/2018, может стать барьером для производителей, осуществляющих производство вина с использованием технологических средств, предусмотренных ТР ЕАЭС 047/2018.
1.3. Включенные в Перечень элементы не соответствуют понятиям, определенным нормами права Союза. Так, представляются неопределенными термины "инактивированные дрожжи", "ферменты целлюлолитического действия", "подкормка, или комплексная подкормка", "серные таблетки и серные шашки", "активаторы молочно-кислого брожения", "активаторы спиртового брожения".
В связи с этим считаем необходимым привести положения акта в соответствие с положениями международных правовых актов с целью недопущения возникновения юридических коллизий, исключения риска неверного толкования положений проекта акта правоприменителем и субъектами регулирования, рисков их избирательного применения,а также приведения проектируемых положений в соответствие с принципами обоснованности, правовой определенности, системности и исполнимости устанавливаемых обязательных требований, заложенными Федеральным законом N 247-ФЗ.
2. Отмечаем, что что дата вступления проекта акта в законную силу - 1 сентября 2022 года. Поскольку проект акта содержит обязательные требования, касающиеся использования технологических средств при производстве вина, то срок его вступления в силу должен соответствовать части 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, согласно которой положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Кроме того, согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В связи с этим максимальный срок действия проекта акта - до 1 сентября 2028 года.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии проектируемого регулирования Федеральному закону N 247-ФЗ;
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о том, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.